Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Челядь и холопы в трудах дореволюционных и советских историковСтраница 9
Материал, используемый А. П. Пьянковым, характеризует холопов и с экономической и с юридической стороны как рабов. Тем более странным выглядит один из конечных выводов автора: «В период феодальной раздробленности Руси холопство представляло собой наиболее полную форму феодальной зависимости, сохраняя при этом свои специфические рабские черты как в экономической, так и юридической области». Если холопы имели специфические рабские черты, причем даже в сфере экономической, едва ли можно утверждать, что они представляли «наиболее полную форму феодальной зависимости». Тут А. П. Пьянков, подобно другим исследователям, пытается уложить холопство в прокрустово ложе общепринятой схемы, поднимающей на щит феодализм в Древней Руси.
Отдал дань этой схеме и С. А. Покровский, что, безусловно, сказалось на его выводах о роли рабства в древнерусской вотчине. Присоединяясь к Б. Д. Грекову в общей оценке социального строя Киевской Руси, С. А. Покровский решительно разошелся с ним в понимании челяди. Он отверг тезис Б. Д. Грекова о челяди — совокупности работающего на вотчинника населения, куда входили рабы и нерабы." С.А.Покровский также выступил против разграничения терминов «челядин» и «холоп», доказывая их полное совпадение, т. е. воспринимая их как синонимы. Мнение, согласно которому слово «челядь» означало несвободных и «всю массу населения древнерусского села», С. А. Покровский назвал ученой легендой."
Первоначально рабство было патриархальным, и рабы, являясь домашними слугами и работниками, входили в состав семьи. Вместе с другими, подчиненными власти домовладыки лицами, они усвоили «название челяди. Позднее, по мере превращения челяди из патриархальных слуг в бесправных холопов, наименование челядь закрепляется за рабами»." Усложнение социальной структуры восточнославянского общества внесло важные перемены в положение челяди: «С выделением родоплеменной знати, дружинников, превращением их в господствующий класс, появлением купечества, челядь становится, с одной стороны, товаром, предметом международной торговли (договоры с греками), а затем—и внутренней торговли. Раб становится, с другой стороны, объектом хозяйственной эксплуатации, сначала как дворовая челядь, а затем, с превращением дружинников в оседлых крупных землевладельцев, в ту „страдную" челядь, которая, будучи посажена на земли княжеско-боярских доменов („вотчин"), обрабатывает „господскую" экономию». Рабство вступило в новую фазу развития. От былой его патриархальности остались лишь воспоминания: «Институт рабства в Древней Руси в эпоху „Русской Правды" уже далеко оставил позади себя традиции патриархального рабства». В Киевской Руси рабовладение не сокращалось, а росло. Появляются новые источники челядинства-холопства. Если раньше рабы пополнялись только за счет пленников, то теперь их резервом становится свободное «людство», надевавшее «работное ярмо» на себя в силу крайне неблагоприятных обстоятельств, порожденных местными, туземными условиями, т. е. внутренними социальными процессами. «С появлением местных социальных источников рабства входит в употребление новый термин — холоп — и постепенно почти вовсе вытесняет старое наименование — челядин». ' Но это отнюдь не значит, будто термины «холоп» и «челядин» по содержанию не совпадали. Они были равнозначны.
Рассмотрев эволюцию рабовладения в общем контексте развития социально-экономических отношений в Киевской Руси, С. А. Покровский выделил то обстоятельство, что рабский труд не лег в основу общественного производства,— этим древнерусское рабство существенно отличалось от античного. Более того, «рост холопов, как это парадоксально ни звучит, показатель роста феодального хозяйства, поскольку в числе рабочей силы феодальной вотчины (или домена) важную роль играли холопы. Сохраняя до поры до времени юридический статус раба, эти посаженные на землю холопы экономически эксплуатировались при посредстве взимания феодальной ренты». С.А.Покровский приводит многочисленные данные, подтверждающие рабский статус челяди и холопов. А вот сведений о холопах, посаженных на землю, он не приводит, что, впрочем, закономерно, ибо их в распоряжении ученых нет. Правда, их отсутствие исследователи нередко компенсируют догадками. С. А. Покровский не избежал этой участи. Необходимо также отметить и то, что аттестация, какую дает С. А. Покровский челяди (холопам), не согласуется с его утверждением о феодальной ренте, якобы получаемой ее господами. Как непреложную истину С. А. Покровский провозглашает: «Челядин Русской Правды — это раб и только раб». В другом месте о холопах он говорит, что они являлись «собственностью, вещью своего господина». Но собственность — категория экономическая. Вот почему нельзя полагать, что холопы, находясь в полной и безусловной собственности того или иного вотчинника, выступали производителями прибавочного продукта, отчуждавшегося в качестве типичной феодальной ренты. Ситуация была несравненно сложнее, чем кажется С. А. Покровскому. И упрощать ее нет никаких причин.