Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 1
Даннические отношения в Киевской Руси принадлежат к числу сюжетов, привлекавших пристальное внимание многих поколений русских историков. Исследование данников и данничества остается актуальным и по сей день. Это не случайно, поскольку, изучая вопрос о данях, мы тем самым устанавливаем одну из наиболее архаических форм эксплуатации, восходящую к дописьменной истории Восточного славянства. На протяжении двух последних столетий в исторической науке высказывались самые различные суждения о данях в Древней Руси.
В примечаниях к своей «Истории Российской» В. Н. Татищев писал о дани следующее: «Дань в древнем наречии трояко знаменует, яко (1) Дань от подданных государю обыкновенной платеж на собственное его и войск содержание . (2) Когда для каких чрезвычайных расходов полагается на народ, якоже с купечества пошлина и пр. Сие точно именуется подать и побор, яко после или сверх дани требуемое. (3) Когда один другому дает по договору за некоторое обстоятельство, яко кто наймет что во владение из прибытка государю един другому за взятое войско, или за обещанную помощь, или безопасность, на некое время, что у нас прежде разно дано, поминок, выход и дар именовано, но сущее знаменование онаго оброк, обреченное или посуленное есть .»'
В. Н. Татищев, следовательно, пытался определить понятие «дань», извлеченное из древних источников. Заслуга его заключалась не столько в правильном истолковании термина «дань», сколько в постановке проблемы, стремлении оторваться от глухих летописных преданий и творчески интерпретировать документальные свидетельства о данях.
Рассуждения В. Н. Татищева насчет данничества нашли безоговорочную поддержку у И. Н. Болтина, упрекавшего М. М. Щербатова за игнорирование замечании о дани, содержащихся в татищевскои «Истории». М. М. Щербатов, действительно, мало задумывался над смыслом слова «дань», что подтверждается многочисленными местами из его «Истории Российской от древнейших времен», где автор бесхитростно пересказывает летопись, не размышляя над известиями о данях, сообщаемых летописцем. В аналогичном плане писал и М. В. Ломоносов, у которого .нет каких-либо комментариев по поводу дани. Правда, необходимо все-таки отметить, что он выводил отношения данничества из отношений подданства.
Дальше указаний о подданстве при выплате дани не пошел и Ф. Эмин. Он, подобно М. М. Щербатову и М. В. Ломоносову, покорно следовал за летописцем, повествующем о данях. Не являлся исключением здесь и И. П. Елагин, связывавший дань с подданством. Кроме того, он нередко подменял дань понятиями «жалование», «подать», «оброк», не проводя терминологического сопоставления для определения конкретного смысла каждого из этих понятий.
Красочные картины военных набегов, преследовавших «примучива-ние» племен и выколачивание даней из побежденных, расставлены на страницах «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. «Древляне свирепые, — читаем у него, — наслаждались вольностию и встретили его (Олега. — И. Ф.) с оружием; но победа увенчала Олега, и сей народ, богатый зверями, обязался ему платить дань черными куницами . В следующие два года князь Российский овладел землею Днепровских Северян и соседствовавших с ними Радимичей. Он победил первых, освободил их от власти Козаров, и сказав: я враг им, а не вам! Удовольствовался самым легким налогом . Радимичи, жители берегов Сожских, добровольно согласились давать Россиянам то же, что и Козарам: по щлягу или мелкой монете с каждой сохи». Н.М.Карамзин полагал, что ходить за данью— значило «объезжать Россию и собирать налоги. Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля».
А. Л. Шлецер уплату дани толковал как проявление покорности государю-завоевателю. Однако в понимании терминов, относившихся к финансам Древней Руси, он недалеко ушел от своих предшественников, указав лишь, что многие слова «господа толкователи или совсем не заметили, или перевели как кому хотелось». Но он сам не знал, отличалась ли подать от дании оброка.
Таким образом, упомянутые нами историки сделали первые робкие шаги в области анализа терминов, отражающих даннические отношения в Киевской Руси. При этом некоторые из них не проявили исследовательского подхода к проблеме. Тем не менее В. Н. Татищев, И. Н. Болтин, А. Л. Шлецер пытались вникнуть в суть понятий, связанных с данническими отношениями, выделить их из других терминов, запечатлевших финансовые порядки на Руси. И это надо оценить как известный успех в изучении древнерусского данничества. Он был закреплен в трудах Н. А. Полевого и И. Ф. Г. Эверса.
Силой меча русы, алчные до богатства, принуждали, по мнению Н. А. Полевого, покоренные народы платить дань, сохраняя в то же время нетронутым их внутренний общественный быт. Автор, к сожалению, был не всегда последователен и строг в обращении с термином «дань» и, случалось, путал его со словом «подать». Но ему удалось тонко подметить характер взимания дани в древности. «Прежде всего, — писал Н. А. Полевой, — должно положить различие между областями, собственно составлявшими владения Русов, и данниками. Собственно владение составляло то пространство земель, на котором построены были крепость или деревянные городки, где находились воинские дружины князей, подчинявшие окрестных обитателей». Поэтому «данники не составляли совершенных владений Русов .» Зависимость их сначала создавалась из условий дани и покорности. Отношения новгородцев к своим данникам были те же, что и у киевлян: «Владения Новгорода так же, как на юге, состояли из областей и данников. Новгород не был включен в число областей. Эти и другие обстоятельства заставляют думать, что жители сих областей не уравнивались с жителями самого Новгорода, хотя так же, как новгородцы, повиновались только Новгородским уставам. Данники новгородские обязывались единственно платить дань и давать войско и не пользовались никаким правом гражданства».