Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 3
Следующий опыт истолкования дани принадлежит Е. Осокину, критиковавшему Эверса и Гагемейстера за их утверждения о том, что «разные прямые сборы, падавшие на городских и сельских жителей, уже в самые древнейшие времена имели природу налогов, настоящих податей, распределяемых на твердом основании». По мнению Е. Осокина, говорить о налогах в древнейшую эпоху нельзя. Переходя непосредственно к дани, он замечает: «Дань первоначально является сбором с побежденных племен, или народов. Ценою ее они покупают себе жизнь, или откупаются от рабства, освобождаются от службы своему победителю. Что дань в самые древнейшие времена служила некоторым образом выкупом жизни, или средством освободиться от рабства, это доказывается несомненно действиями Ольги». Е. Осокин, как и В. Кури, старался уловить перемены в существе дани на ее пути развития от контрибуции к налогу.
Заметки о древнерусских данях встречаем в произведениях К. С. Аксакова. Он, например, допускал взимание дани с какого-либо племени, которым князь, берущий дань, не владел. «Игорь брал дань с древлян; он не владел ими, ибо у них был свой князь Мал», — писал К. С. Аксаков В другой раз он говорит о государственной природе даннических отношений: «Ольга пошла к Новгороду. Установление даней по Мете, по Луге; ловища по всей земле и пр. Устройство земли, кажется, государственное».
Согласно В. Н. Пешкову, дань мало чем отличалась от позднейших государственных сборов. Это явствует из следующего фрагмента его книги о русском народе и государстве: «Читая летописные известия о наложении дани с дыма или с рала, об установлении уроков с погостов, потом окладные и переписные книги Новгорода и других мест, равно как и последующие Писцовые книги, нельзя не убедиться, что русское правительство, желая определить число и население народа, искало этого числа посредством познания общин».
Довольно противоречивы идеи о дани у И. Д. Беляева: в одном случае он интерпретирует взимание дани как акт грабежа и насилия, в другом — как вполне обычный элемент фиска. Далее у него читаем о регулярном сборе дани с покоренных племен, а затем узнаем, что дань есть выражение признания племенами административной и судебной компетенции князя.
И. Е. Забелин смотрел на данничество как на результат «промысловой» деятельности древнейших городов: «Каждый город, подобно деревне, распространял свои пути во все стороны и зарубал себе собственный округ, отчего и границы такого округа прозывались рубежом. Вот почему самые дела наших первых князей, весь порядок этих дел, представлял в сущности только новый шаг, новую ступень в развитии старых земских промышленных отношений. Князья, как способная дружина, только способствовали городам распространить новый промысел даней, оброков, уроков». Итак, древний город, распространяя силой оружия свою власть, требовал с покоренных племен дани.
По наблюдениям Д. И. Иловайского, даннические связи были составной частью государственной системы Древней Руси, т. е. являлись фактором внутриобщественной жизни.
С. М. Соловьев также не мог пройти мимо вопроса о данях. Ему думалось, что «дань, за которою ходил сам князь, была первоначальным видом подчиненности племени одной общей власти, связи с другими соподчиненными племенами. Но при таком виде подчиненности сознание об этой связи, разумеется, было еще очень слабо: племена платили дань и козарам, и все оставалось по-прежнему в разъединении друг с другом».' Дань— это выражение зависимости восточнославянских племен от киевского князя.
Так было в первый период существования русского общества, длившийся, по С. М. Соловьеву, до середины XI в. Обозревая внутреннее состояние Руси с 1054 по 1228 г., историк снова возвращается к данничеству: «Доходы казны княжеской состояли по-прежнему в данях. Мы видели, что покоренные племена были обложены данью: некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала; встречаем известия, что и во времена летописца подчиненное народонаселение платило дань, возило повозы князьям, что последние посылали мужей своих по областям для сбора дани .» На основании этих слов С. М. Соловьева можно заключить, что он под данью в первый период истории русского общества разумел поборы, шедшие киевскому князю с покоренных племен Восточной Европы, а в данях последующего времени усматривал платежи населения Руси, подчиненного князю. Стало быть, дань, будучи сначала внешним платежом завоеванных Киевом племен, потом превратилась во внутренний доход с подвластного князю народа. Но в любом случае она была выражением подчиненности данников власти правителей в лице Рюриковичей.
Иначе оценивал дань Б. Н. Чичерин. Даннические отношения он, как и другие исследователи, выводил из завоевания. Однако политическое господство и административная власть над людьми не раскрывали, по Б. Н. Чичерину, сути дани. Утверждавшаяся в ходе завоеваний верховная собственность победителей на землю побежденных— вот истинный источник, согласно Б. Н. Чичерину, даннической зависимости: «Первоначально князья как чистые дружинники искавшие только добычи и завоеваний, довольствовались, разумеется, наложением дани на покоренные племена. Но эта дань именно означала принадлежность покоренных земель победителя .» Б. Н. Чичерин неоднократно подчеркивает то казавшееся ему несомненным обстоятельство, что древнерусские князья считали покоренные земли своей принадлежностью и собственностью. Отсюда вывод — дань у Б. Н. Чичерина выступала в качестве внутриобщественного фактора.