Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 9
Вернемся, однако, как говаривал некогда летописец, «на прежнее» и продолжим знакомство с историческими трудами, в которых затрагивался вопрос о данях.
В. В. Мавродин, анализируя различные явления истории Древней Руси, сформулировал ряд положений о данях и данниках. В одной из своих работ, опубликованной еще на исходе 30-х годов, он писал: «Сбор дани — „полюдье" — явление, возникающее еще в дофеодальный период, но оно уже свидетельствует о переходе к феодальным отношениям. Общинник-смерд платит дань и в этом отношении он уже подчинен, но, не говоря уж об еще свободном смерде, даже смерд-данник может в дальнейшем эволюционировать в холопа, челядина, закупа, изгоя, рядовича, наймита и т. д. и т. п.» В другой, более поздней работе, В. В. Мавродин отмечал, что дань «взимали с покоренных племен от „рала", от „плуга" или от „дыма" по „черне куне", „беле веверице" или „по щьлягу". Собирали в качестве дани „скору", воск и мед, „ополонялись челядью". До середины X в. дань взималась в произвольных размерах, и мерилом размера дани были лишь жадность и сила князей». Дань поступала не только киевскому князю, ее «уплачивали своим племенным князьям, вроде древлянского Мала и вятичских Ходоты с сыном, местным „светлым и великим" князьям, „иже суть под рукою" киевского князя, из числа „находников" — варягов или племенных князей, признавших киевского князя своим верховным вождем». Но кроме дани, а также вир и продаж, существовало еще и полюдье, которое В. В. Мавродин на этот раз отличает от дани. Полюдье не платит Русь внутренняя, коренная: Киев, Чернигов, Переяславль. Полюдье поставляет Русь внешняя, т. е. восточнославянские племена, подвластные Киеву." Время постепенно меняет характер дани и даннических отношений: при Ольге «сбор дани начинает носить правильный и систематический характер. Устанавливается характер и нормы дани — „уроки", создаются административно-финансовые единицы — „погосты", „места", местные организационные центры, где сосредоточивается княжеская администрация . Дань перерастает в феодальную ренту, и особенно быстро этот процесс протекает на княжеских землях. Объектом эксплуатации князя становится теперь „своя", „Русская земля", свой русский данник, свои русский люд».
О даннической эксплуатации «своих» сельских обывателей на примере новгородских смердов писал А. Г. Захаренко. Его внимание привлекли и неславянские племена, обложенные данью. А. Г. Захаренко различает дань, уплачиваемую сельским населением Новгородской земли, и аналогичные по названию платежи, собираемые среди покоренных иноязычных племен. В первом случае перед нами выражение феодальной зависимости масс новгородского населения, «которые наиболее страдали от усиления различных форм феодальной эксплуатации, or политики „вир" и „продаж", чрезмерных обложений данью, „куцыми" и т. д.» Во втором случае мы сталкиваемся с «примучиваниями» и грабежами: «Имея „отроков" и холопов, располагая крупными денежными средствами, новгородские феодалы посылали военно-торговые экспедиции на северо-восток, грабя и облагая данью местное население, где это было возможно, или вступая в торговые отношения, если то или иное племя было в состоянии дать отпор грабительским шайкам „лучших" новгородских мужей».' Стремление А. Г. Захаренко определить различие между внутренней данью и внешней являлось наиболее ценным элементом его суждений о данничестве.
Любопытные высказывания о дани и полюдье принадлежат М. Д. При-селкову— выдающемуся знатоку истории летописания на Руси. Согласно М. Д. Приселкову, «Киевское государство середины X века представляло собою, во-первых, основное ядро из трех княжеств — Киевского, Черниговского и Переяславского, называвшихся Русью, Русскою землею, и, во-вторых, подчиненные этой Руси силою меча киевского князя земли, которые платили Киеву полюдье». Собираемое с подвластных Русской земле областей, полюдье шло на содержание дружины князя. Но у «примучен-ных» Киевом племен имелись свои управители, которых нужно было содержать. Поэтому помимо полюдья, предназначенного киевскому князю и его дружинникам, населению завоеванных областей приходилось выделять средства для собственных властителей, которые М. Д. Приселков считает данью. «Что полюдье в землях, подвластных Русской земле, представлялось повинностью населения поверх обычных повинностей в пользу своей местной власти, — доказывает М. Д. Приселков, — лучше всего подтверждается из тех документов, где еще живет этот термин. Там везде, как увидим, различается „дань" местной власти от „полюдья" как высшей дани».М. Д. Приселков придерживался выработанного взгляда на дань и полюдье даже тогда, когда этот взгляд противоречил показаниям источников. Так, несмотря на то, что Повесть временных лет совершенно точно указывала на сбор Яном Вышатичем дани, а не полюдья, он все же говорил о собирании Яном «полюдья» в Ростово-Суздальской области. Эту очевидную несообразность автор устранял следующим разъяснением: «Самый термин „полюдье" ко времени появления наших письменных памятников сохранился только в языке тех областей, которые это полюдье платили, и отсутствует, например, в языке киевских летописцев, которые называют эту повинность окраин или „данью Руси", или просто данью Киевскому князю».