Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 15
Далеко идущие выводы, относящиеся к дани-полюдью, делает Б. А. Рыбаков. Свое понимание вопроса он сперва изложил в статье о смердах, а затем — в тезисах, заключающих в себе «новую концепцию предыстории Киевской Руси». Б. А. Рыбаков полагает, что «главное внимание историков должно привлечь такое грандиозное предприятие, как „полюдье" киевских князей, обычно лишь упоминаемое в исторических трудах, но не анализируемое во всем государственном размахе». Подобное отношение Б. А. Рыбакова к феномену полюдья продиктовано тем, что «именно полюдье помогает решить вопрос о возникновении верховной собственности на землю, являющейся важнейшим условием феодального строя. Полюдье демонстрирует отношения господства и подчинения и самом обнаженном первоначальном облике и одновременно (особенно если речь идет о большой территории со сложным соподчинением простых князей и главенствующих над ними „светлых князей") устанавливает систему вассалитета». В середине X в. полюдье вступает в последний период своего существования. Вообще же «полюдье следует представлять себе не как первичную форму сбора дани, а как итоговую фазу этого процесса, охватившего и местные племенные дружины». Будучи тарифицированной и фиксированной, дань собиралась не в произвольном количестве. Б. А. Рыбаков считает, что по существу своему она представляла натуральную феодальную ренту. Ученый не видит различия между данью и полюдьем.
Наблюдения Б. А. Рыбакова о древнерусском полюдье одобрительно принял Г. В. Абрамович. Он писал: «Роль полюдья в „окняжении" славянских земель интересно и убедительно охарактеризована Б. А. Рыбаковым». В политике Ольги, Святослава и Владимира историк усматривает неуклонное «окняжение» восточнославянских земель, формирование государственного феодализма. В складывающейся структуре государственного феодализма Г. В. Абрамович рассматривает и даннические отношения. Довольно просто и в равной мере искусственно разрешает трудности, связанные с изучением дани, М. Б. Свердлов. Сочтя справедливым вывод А Д- Горского «о принципиальном тождестве налогов феодального государства и вотчинных повинностей в XFV-XV вв.», он распространил его и на предшествующий период — Х-ХШ века. Государственные подати (дань, дар, корм, почесть, оброк, полюдье), в денежной или натуральной форме взимавшиеся в Х-ХП вв., в XIII-XIV вв. фиксируются как повинности во владельческих хозяйствах светских и духовных феодалов. Взимание налога-ренты со свободной (по отношениям феодального общества) крестьянской собственности свидетельствует о ее эксплуатируемом непривилегированном положении в отличие от привилегированной земельной собственности феодалов»
И в последующих своих работах М. Б. Свердлов изображает дань как элемент государственной налоговой эксплуатации, имеющий рентный характер. «Образование государства, — читаем в одной из этих работ, — установление в нем власти господствующего класса выражали новые антагонистические общественные отношения, основанные на эксплуатации не только зависимого населения в господском хозяйстве, но и лично свободных непосредственных производителей в системе государства . Основным инструментом государственной эксплуатации свободных непосредственных производителей стала развитая система податей. Дань, которая первоначально взималась при подчинении почти всех восточнославянских и неславянских племен, стала названием регулярно взимаемого налога».
Переход добровольных приношений и даней-контрибуций в налог служит для А А. Горского, как и для М. Б. Свердлова, показателем феодализации общественных отношений на Руси. По А А. Горскому, «переход этот совершался путем узурпации дружинной верхушкой военной добычи и сборов с соплеменников. Крайне важно установить, когда можно считать этот переход завершенным. Грани здесь, разумеется, весьма условны, но, думается, признаками, при наличии которых можно говорить о существовании налога, являются следующие: 1) постоянность взимания; 2) бессрочность; 3) нормированность количества и состава собираемых поступлений;
4) наличие постоянных единиц обложения. Таким образом, приношения и дани-контрибуции превращаются в налог тогда, когда они становятся регулярными, бессрочными, нормированными и связанными с основным средством производства — землей (т. е. начинают взиматься в определенных размерах с единицы земельной площади или с каждого двора непосредственного производителя). На Руси переход к такого рода сборам отчетливо прослеживается в конце IX-X вв., когда дань начинает собираться в пользу киевских князей с „дыма" (т. е. двора), „рала", „плуга", в определенных размерах „по щеляге", „по черне куне"».
Как видим, А А. Горский о появлении налога-ренты судит по чисто внешним формальным деталям, которые, кстати сказать, нельзя истолковывать однозначно, поскольку они в равной мере приложимы и к дани-контрибуции, о чем у нас уже шла речь. Формальный способ изучения даннических отношений на Руси IX-X вв., заменивший А. А. Горскому анализ глубинных процессов общественной жизни, оказался для автора чреватым серьезными издержками методологического порядка. Так, ему кажется, будто «после появления указанных выше 4-х (тесно связанных между собой) признаков налога установилась собственность на землю предводителя военной знати— князя и его дружины. Представители военно-дружинной знати превратились, таким образом, в корпоративных собственников земли и одновременно в аппарат государственной власти. При этой форме собственности (государственной) представители господствующего класса получали ренту не прямо, а опосредованно, через государство (налог-рента)». Та же мысль звучит в другой статье А. А. Горского: «После появления дани-налога военно-дружинная знать превращается в корпоративного земельного собственника и одновременно в аппарат государственной власти».' Следовательно, не возникновение корпоративной дружинной собственности на землю превращает дань-контрибуцию в налог-ренту, а наоборот, появление дани-налога делает дружинную знать земельным собственником. Тут явное нарушение причинно-следственной связи и, стало быть, логики истории, если, разумеется, подходить к ней с материалистических позиций.