Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 4
В. О. Ключевский, хотя и отвергал мысль о верховной земельной собственности князя в Древней Руси, тем не менее видел в отношениях данничества проявление внутренних общественных связей. Рассказав о покорении Киевом восточнославянских племен в конце IX-X вв., В. О. Ключевский затем говорит: «Расширяя свои владения, князья киевские устанавливали в подвластных странах государственный порядок, прежде всего, разумеется, администрацию налогов». О том, что дань у него покрывалась понятием «налог», свидетельствует с очевидностью другой отрывок: «Главной целью княжеской администрации был сбор налогов. Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен.
Ольга объезжала подвластные земли и также вводила „уставы и оброки, дани и погосты", т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады». Дань киевский князь собирал на правах правителя, государя. Вместе с князем данью кормилась дружина, которая со своим вождем составляла «правительственный класс». Этот класс зимой правил, «ходил по людям, побирался, а летом торговал тем, что собирал в продолжение зимы». Дань собиралась двояко: « .либо подвластные племена привозили ее в Киев, либо князья сами ездили за нею по племенам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй — полюдьем. Полюдье— это административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам». К обсуждению данничества В. О. Ключевский вернулся в специальном курсе «Терминология русской истории». Дани здесь он дает такое определение: «Прямой налог, падавший на податные классы, у нас исстари назывался данью. Дань эта падала или на промышленных людей, или на хлебопашцев. Летописные известия, что вятичи платили в X в. дань хозарам „по шлягу от рала"— по какой-то иностранной монете с плуга, показывает, что она была поземельная, а внесенное в летопись предание, что те же хозары взяли с полян дань „по мечу с дыма", показывает, что она была подворная». В своем терминологическом курсе В. О. Ключевский несколько по-иному трактует полюдье. Он утверждает: «Рядом с данью в древнейшее время является повинность не постоянная, а временная, также падавшая на труд или на рабочее население; она называлась „полюдьем". Как отбывалась эта повинность, довольно трудно себе представить. Она состояла в содержании князя и его двора во время объезда князем своей области».
К внутреннему государственному строению относил дань и К. Н. Бестужев-Рюмин. Большую роль в истории Руси ученый отводил варяжским князьям,
которые якобы «положили основание внешнему единству русской земли не только тем, что они наметили ее границы, но и тем, что создали общие интересы, до известной степени связавшие все ее части. Таким образом, недаром с утверждения варяжских князей начинается новый период, не только во внешней истории России, но и во внутреннем развитии населяющих ее племен .» Пришельцы-князья судили и охраняли людей от внешних врагов, за что получали в виде вознаграждения разные судебные пошлины и дани. Последние шли на издержки обороны. Вместе с тем дань была общим доходом князя и дружины.
Под углом зрения господства и подчинения рассматривал дань Н. И. Костомаров. Объединение вокруг Киева славянских племен сопровождалось, по его разумению, не только установлением подданства, но и порабощением. Так, древляне, покоренные Ольгой, были объявлены рабами, обязанными работать на господ-победителей и платить им дань. Следовательно, по Н. И. Костомарову, дань — платежи порабощенных, завоеванных киевскими князьями племен.
Построения Н. И. Костомарова не получили признания в историографии. Большинство исследователей продолжало развивать идеи о дани-налоге. К ним относился М. Ф. Владимирский-Буданов, который, не колеблясь, поставил дань в разряд прямых налогов: «Дань (прямой налог) первоначально происходит из отношений победителя к побежденным». Превращаясь «в подать внутреннюю и постоянную, дань получает название урока (оброка) или уклада». С XI в. термин «дань» окончательно утвердился в значении внутренней подати. Первоначальным способом взимания дани являлось «полюдье, как бы военные походы, периодически повторяющиеся завоевания». Но в XI в. полюдье уже утратило характер военного похода, правда, лишь на территории древнерусских земель, тогда как относительно «непокоренных инородческих стран» об этом сказать нельзя. Полюдье М. Ф. Владимирский-Буданов включал в «число дани». Он полагал, что в Древней Руси данническую повинность несли только «тяглые (жители погостов) домохозяева». Города же данью не облагались. Их население платило так называемое «погородие». Взимание дани производилось «в цифрах определенных и постоянных».
В. И. Сергеевич различал значение дани, видовое и родовое. В качестве последнего «под данью разумеются всевозможные подати; все, что дается в пользу князя, называлось данью». В смысле видового термина, или специальной повинности, дань фигурирует в более позднее время; она «есть новость и составляет последствие татарского завоевания». Как возникает дань? В. И. Сергеевич полагал, что вначале «дань появляется в форме окупа, иногда она дается совершенно добровольно (напр., радимичи соглашаются добровольно платить дань Олегу), а иногда по принуждению. Племена по необходимости должны были избирать одно из двух: или войну, или платеж дани, и избирали последнее, если платеж дани был меньшим злом, чем война». В. И. Сергеевич обобщает: «Итак, по первоначальному своему возникновению, дань является платою слабого сильному: более сильный нападал на слабого, который, в видах замирения сильного, соглашался платить ему дань». Налог и дань для В. И. Сергеевича не взаимоисключающие понятия. Наоборот, «всякий налог первоначально возникает в форме окупа, платы за мир и спокойствие сильным соседям с тем, чтобы они не воевали, не нападали. Это дань». Автор продолжает: «Весьма вероятно, что первоначально только покоренные и платили дань. Но и там, где князья водворялись мирно, было немало оснований платежа повинностей в пользу князя. Князь и здесь защищает от врагов, судит, поддерживает спокойствие и пр.» Так В. И. Сергеевич в конечном счете уравнял насильственные платежи, добываемые посредством войн, с платежами князю за отправление им общественно-полезных функций, уплачиваемые подведомственным ему как правителю населением.