Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 11
Если М. Н. Тихомиров безоговорочно относил дань к феодальной ренте, то П. И. Лященко считал ее дофеодальной формой зависимости. Дань возникает в процессе становления княжеской государственной власти и ее исполнительного органа— дружины, в ходе которого завязываются даннические отношения между господствующим классом и принужденным к даннической повинности рядовым населением. В Киевской Руси дань— форма обложения государственной властью масс населения. Она «взималась путем „полюдья", т. е. непосредственного объезда князем и его дружиной подвластных ему сел и деревень». Установление даннической зависимости иногда осуществлялось договорным порядком, но чаще всего — с помощью принуждения. В бюджете древнерусской знати дань играла важную роль: «Полюдье и дань не только давали источники для оплаты службы в дружинах, но и являлись вообще основным, примитивным финансовым источником для удовлетворения всех расходов князя и государства». Конечный вывод у П. И. Лященко следующий: « .дань являлась начальной и наиболее простой формой классового подчинения. Она часто имела в своей основе прямое насилие. Но с возникновением и укреплением государства закрепляется и господство правящих классов, эксплуатирующих трудящиеся массы путем как экономического, так и внеэкономического принуждения».
Таким образом, считая дань формой классового подчинения, П. И. Лященко видел в ней проявление дофеодальной зависимости и подчеркивал ее простой, примитивный характер.
Видоизмененной формой прежней дани дофеодальных времен он считал оброки IX-X вв. — периода «становления феодальных отноше-ний».
Характеризуя социально-экономический строй восточных славян, образование у них классов, П. Н. Третьяков замечал: «Известную роль в процессе возникновения классового общества сыграла у восточных славян . форма примитивной эксплуатации — взимание дани с покоренного населения. Давно известная на славянском юге, эта форма эксплуатации в VII-IX вв. получила широкое распространение. Дань с покоренного населения послужила одним из существенных источников накопления богатств в руках феодализирующейся знати». Даннические отношения были распространены «внутри самих славянских племен», ибо «неизбежным следствием военных столкновений между восточнославянскими племенами являлось обложение покоренного населения данью, а сами военные столкновения в значительной мере представляли собой не что иное, как борьбу различных группировок племенной знати из-за дани, собираемой с сельского и городского населения. Впоследствии, уже во времена Древней Руси, когда процесс превращения общинных земель в частную собственность близился к своему завершению, эксплуатация сельского населения путем сбора дани претерпела трансформацию, превратясь в ряде случаев в ренту продуктами». Фраза П. Н. Третьякова «в ряде случаев» убеждает в том, что автор наблюдал в Древней Руси лишь частичный переход дани в ренту продуктами, оставляя другую ее часть вне феодальной системы.
С пристальным вниманием к древнерусской дани подходили украинские историки. К. Г. Гуслистый, например, усматривал в дани форму феодальной эксплуатации, имевшей место в раннефеодальном древнерусском обществе." Более сложную картину рисует Д. И. Блифельд: «Дань в своем первичном виде— явление доклассового общества. Это добровольные взносы членов общины на ее потребности: отправление религиозных праздников, организация запасов на случай неурожая и т. п. В процессе складывания классового общества право собирать дань и распоряжаться ею узурпируется родовой знатью и с превращением последней в господствующий класс делается формой феодальной эксплуатации».
Неоднократно обращались к изучению даней в Киевской Руси В. И. Довженок и М. Ю. Брайчевский. Они выступили с целой серией исследований на эту тему. Первое из них появилось в 1950 г. в виде статьи, написанной в связи с дискуссией о периодизации истории СССР, проходившей на страницах журнала «Вопросы истории». Проблему данничества В. И. Довженок и М. Ю. Брайчевский нашли недостаточно разработанной: «Вопрос о социальном значении дани наименее разработан в исторической науке, но принято считать, что дань IX-X вв. не была феодальной формой эксплуатации». Авторы взялись заполнить этот досадный, по их мнению, пробел. Они начали с того, что отбросили мысль о дани как следствии военных столкновений племен и народов: « .дань не могла возникнуть в результате завоеваний; она могла означать только повинность земледельческого населения феодалу за пользование землей, которая юридически была его собственностью. И если варяги и хазары действительно собирали дань у славян от дыма и рала, то это можно объяснить) той системой даннических отношений, которая существовала у славян значительно раньше и независимо от варягов и хазар». В категорическом тоне В. И. Довженок и М. Ю. Брайчевский заявили: «Дань могла быть только выражением крепостнических феодальных отношений, когда землевладелец-феодал посредством внеэкономического принуждения присваивал часть труда непосредственного производителя в виде продуктов этого труда. Основанием для феодала принуждать производителя отдавать ему часть продуктов было то, что производитель пользовался землей, которая юридически принадлежала феодалу. Князь, бывший верховным владыкой в княжестве, был прежде всего собственником всей земли».