Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 6
В заключение обзора мнений дореволюционных историков о данниче-стве коснемся суждений М. С. Грушевского о данях. Приглядываясь к отношениям, какие существовали между Киевом и окрестными восточнославянскими племенами, М. С. Грушевский убедился в том, что эти отношения были отнюдь не одинаковыми по характеру. Некоторые племена выступали союзниками Киева, добровольными или вынужденными, посылая киевскому князю только воинов в помощь. Даней они не платили. Другие племена вследствие «примучиваний» вынуждены были платить дань, сохраняя при этом свой внутренний быт в целости, ненарушенным. Количество земель, где оставался прежний порядок и куда время от времени являлись киевские князья, их бояре и дружинники за данью, было довольно значительным в X столетии. Обложенные данью племена, как явствует из рассуждений М. С. Грушевского, находились под политическим контролем и гегемонией Киева. Отсюда ясно, что М. С. Грушевский усматривал в дани нечто внешнее, т. е. сборы, порожденные грабительскими войнами, столь типичными для той поры.
На этом мы заканчиваем знакомство с идеями досоветской исторической науки, посвященной даням и данническим связям на Руси Х-ХП вв. Какие выводы можно сделать на основании приведенных нами историографических материалов?
Прежде всего нужно отметить, что попытки определить смысл термина «дань» восходят еще к творчеству В. Н. Татищева. Затем они возобновлялись с каждым поколением русских историков. Можно, не боясь преувеличений, сказать: ни один сколько-нибудь крупный исследователь отечественной старины не прошел мимо даннической проблемы.
Довольно значительная группа ученых относила дань к факторам внутреннего развития древнерусского общества. При этом даннические отношения воспринимались по-разному. Согласно одному мнению, дань являлась податью, уплачиваемой зависимыми людьми своим господам и хозяевам — князьям и дружинникам, порабощавшим этих людей и лишавшим их собственности на землю силой оружия. В соответствии с другим мнением, дань была налогом, который получали князья на правах суверенов и правителей. Стало быть, в первом случае дань имела частный характер, а во втором — публичный.
Некоторые авторы наблюдали эволюцию даннических отношений. Возникновение дани они обусловливали военными акциями и уподобляли ее контрибуции, которая со временем превратилась в элемент фиска, став прямым государственным налогом.
Наконец, существовала еще и такая точка зрения, по которой дань на протяжении всей истории Киевской Руси выступала как плата за мир, окуп, как контрибуция. Дань платили лишь побежденные племена и народы.
Следует заметить, что в дореволюционной историографии нет специальных трудов о данничестве. Все написанное в дворянской и буржуазной науке о данях представляет собой отрывочные высказывания, в лучшем случае — краткие очерки.
В советской историографии ситуация несколько улучшилась. Однако до сих пор наша историческая наука не располагает достаточным количеством работ, рассматривающих историю древнерусских даней. Чаще сведения об отношениях данничества приходится собирать по крупицам, извлекая их из статей и монографий, где изучаются те или иные аспекты социально-экономического строя Руси Х-ХИ вв.
М. Н. Покровский полагал, что «дань в древней Руси исторически развилась из урегулированного грабежа, если так можно выразиться: сначала отнимали сколько хотели и могли, потом заменили грабеж правильным ежегодным побором — это и была дань». По древним понятиям, владеть, властвовать, брать дань — все едино. «На первых порах господство выражается в том, — пишет М. Н. Покровский, — что господа, победители, отбирают в свою пользу часть продуктов, производимых побежденным: собирать дань самый простой способ властвовать». Данничество устанавливалось в результате завоевания, когда побежденное племя не истреблялось, а превращалось в «подданных», обязанных платить дань. Политическая зависимость сперва ни в чем другом не выражалась, кроме уплаты дани. Так было в X в. Миновало два-три столетия. Деревенская Русь по-старому платила дань, и хождение за данью являлось специально княжеской профессией, как предводительство на войне. «Захватив чужую волость, князь первым делом посылал по ней своих „данников", которые иной раз не стеснялись и тем, что население уже уплатило дань прежнему князю». Факты, по убеждению М. Н. Покровского, свидетельствуют, что князь не только собирал дань, но и распоряжался ею. От уплаты дани освобождались города: « .город не был объектом дружинной деятельности: город, как правило, дани не платил; если на город накладывалась дань, это имело такое же значение, как современная контрибуция». Экспедиции за данью назывались полюдьем.
Итак, у М. Н. Покровского данничество не было однородным явлением. Дань, как видно из его высказываний, являлась выражением политической зависимости, «подданства», политического верховенства. Наряду с этим, она фигурировала и в качестве контрибуции. Если вспомнить, что, согласно М. Н. Покровскому, князь по отношению к древнерусской деревне выступал хозяином-вотчинником, то дань, уплачиваемую деревенскими жителями, нельзя иначе квалифицировать как одну из разновидностей вотчинных повинностей. М. Н. Покровский, следовательно, не сумел выработать стройных и цельных представлений о данничестве в Киевской Руси.