Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Данники и даннические отношения на руси х-хи вв. В дореволюционной и советской
историографииСтраница 13
Концепция дани Л. В. Черепнина нам представляется весьма спорной. Исследователь во главу угла поставил так называемое «окняжение» земли, установление верховной (государственной) собственности князя на землю. Феодальный характер дани выводится автором из этого фундаментального для него положения. Однако «окняжение» земли, верховная княжеская собственность на землю — категории сомнительные. Киевская Русь, таких явлении, по нашему мнению, не знала. Заправка картриджа принтеров в воронеже выезд ecoprint-vrn.ru.
Л. В. Черепнин оперирует понятиями «процесс», «эволюция», «превращение». Но за этими понятиями, как ни странно, у исследователя нет динамики, нет развития. Картина, изображаемая Л. В. Черепниным, статична. Есть, правда, некая иллюзия движения, создаваемая описанием внешней канвы событий, т. е. рассказом о том, где, когда, какое племя было обложено данью, какие перемены внесла княгиня Ольга в порядок сбора дани и т. п. Развития же именно института дани Л. В. Черепнин не показал. В самом деле, возложение дани на «примученное» племя, по его словам, есть в то же время установление верховной собственности победителя (киевского князя) на землю побежденных, а установление верховной собственности государства в лице князя означает приобретение данью феодального характера. Стало быть, у Л. В. Черепнина час возникновения дани-ренты — это час появления верховной княжеской собственности и наоборот. Отсюда ясно, что эволюция дани в феодальную ренту в работе Л. В. Черепнина не раскрыта: дань-рента является сразу и в готовом виде. Тем не менее в новейшей исторической литературе сложилось целое направление, представители которого развивают в своих работах те же идеи Л. В. Черепнина. К данному направлению принадлежат Я. Н. Щапов, О. М. Рапов, Ю. А. Кизилов, Б. А. Рыбаков, В. Л. Янин, Г. В. Абрамович, М. Б. Свердлов, А А. Горский, Л. В. Милов и др.
Я. Н. Щапов рассматривает дань как форму конфискации публичной властью у непосредственных производителей продуктов прибавочного труда. Он полагает, что «там, где феодальная собственность на землю в форме частного крупного землевладения господствующего класса не сформировалась, эксплуатация крестьян осуществлялась государством в лице князя и в форме даней. В этих условиях дани были раннефеодальной формой земельной централизованной ренты». Подобный строй отношений был типичным для Руси второй половины X— начала XI в. Итак, по Я. Н. Щапову, древнерусская дань являлась феодальной рентой, порожденной верховной (государственной) собственностью киевских князей, экспроприировавших общинную собственность.
Изучая данничество в домонгольской Руси, О. М. Рапов пришел к выводу о том, что «наиболее распространенными в древней Руси средствами эксплуатации были: сбор дани, а также полюдье». При этом термин «дань» в IX-XIII вв. обозначал как земельную ренту, так и контрибуцию. Под последней О. М. Рапов разумеет дань, добывавшуюся в ходе победоносных походов Руси на соседние страны. Что касается земельной ренты, то она фигурировала в виде даней, собираемых князьями у «примученных» восточнославянских племен. Завоевание этих племен сопровождалось установлением собственности победителей на землю побежденных. В результате «уже в IX-X вв. целый ряд территорий Восточной Европы превратился в собственность Киевского государства и киевских князей, ставших фактически верховными собственниками территорий, входивших в состав Киевской Руси». О. М. Рапов называет ряд признаков, позволяющих ему считать дань X в. земельной рентой: «1) верховный земельный собственник— Киевское государство (фактически — киевский князь); 2) регулярность взимания дани, установленная „уставами" и „уроками"; 3) наличие определенных фиксированных площадей, с которых происходило взимание; 4) сбор ренты проводился с помощью внеэкономического принуждения, которое выражалось в изъятии дани вооруженными отрядами княжеских дружинников».
О. М. Рапов, в отличие от своих предшественников, А. Н. Насонова например, подчеркивает: «В чью пользу взималась дань — в пользу ли самого верховного собственника на землю, в пользу ли феодалов, которым верховный собственник в качестве жалования за службу отдавал эту дань, или в пользу княжеских агентов-министериалов — не играет никакой роли при определении: рента это или контрибуция». Чтобы показать процесс развития феодальной ренты, историк выделяет несколько этапов в ее становлении: «Вначале происходит захват дружинниками киевского князя земель соседнего „княжества" (племени), которые становятся собственностью феодальной верхушки Киевского государства. После этого на побежденных накладывается дань-рента „от дыма" — плата за использование лесов, выгонов, рек, пахотной земли и т. д. отдельными крестьянскими хозяйствами. Во второй половине X в. ренту начинают собирать с „плуга", т. е. четко фиксируются единицы пахотной земли, за эксплуатацию которой вносится плата феодальному государству или отдельным феодалам. Таким образом, рента постепенно начинает приобретать дифференцированный характер. В качестве добавления к ренте вводятся налоги». Дань-рента многократно упоминается и в источниках XI—XIII вв.