Советские историки о смердах в киевской русиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советские историки о смердах в киевской русиСтраница 1
В
сумраке давно минувших времен историк едва различает смерда — социальный персонаж в высшей степени любопытный и столь же загадочный. Эта загадочность обусловлена чрезвычайной скудостью источников, сохранивших сведения о смердах. Вот почему А. Е. Пресняков был не далек от истины, когда говорил, что «вопросу о древнерусских смердах суждено, по-видимому, оставаться крайне спорным — надолго, быть может, навсегда». Но, несмотря на такого рода пессимистические прогнозы, пытливая мысль исследователей неизменно стремилась проникнуть в тайну смердов. Большая заслуга здесь принадлежит советским историкам, к трудам которых мы и обращаемся.
Слово «смерд», согласно М. Н. Покровскому, служило общим названием массы сельского населения, стоявшего «ниже хотя бы и самого низкого разряда горожан». Смерды находились в специальной зависимости либо от князя, либо от веча. Однако, с другой стороны, смерд «является перед нами со всеми чертами юридически свободного человека». М. Н. Покровский решительно возражал против попыток изобразить смерда в качестве «княжеского крепостного» или «государственного крестьянина». Подобные попытки он считал модернизацией социальных отношений, бывшей «логическим последствием модернизации княжеской власти: представляя себе древнерусского князя как государя, трудно было иначе формулировать отношение к нему смердов». М. Н. Покровский думал, что смерд относился к князю как подданный: «смерд был именно „подданным" . в смысле человека под данью, который обязан платить дань. Смерд — это „данник" — вот его коренной признак». По существу, смерд и данник — синонимы.
Свободным человеком, обладавшим очень обширными гражданскими правами, рисовал смерда Н. А. Рожков. Смерд — именно свободный, а отнюдь не «крестьянин — арендатор княжеской земли, отбывавший на князя барщину и получавший от него инвентарь», как предполагали некоторые ученые. Каковы главнейшие права смердов? Это, во-первых, право на личную свободу и, во-вторых, право собственности на движимое и недвижимое имущество. К числу обязанностей относились: военная служба, уплата дани, торговых и судебных пошлин, предоставление «корма» различным должностным лицам при исполнении ими служебных поручений. Смерды объединялись, по Н. А. Рожкову, в кровные (с примесью чужеродцев) союзы — верви.
К свободным земледельцам причислял смердов и П. И. Лященко. При этом он замечал, что рост хозяйства земельных собственников «приводит к разложению класса смердов . Свободные, но обедневшие смерды должны были попадать в экономическую зависимость от „сильных людей", от крупных землевладельцев».
Первое в советской исторической литературе специальное исследование о смердах было написано и опубликовано в 1923 г. С. В. Юшковым. Автор разошелся во взглядах на смердов со своими предшественниками (С. М. Соловьев, П. Мрочек-Дроздовский, В. И. Сергеевич, М. А. Дьяконов, М. Ф. Вла-димирский-Буданов и др.), которые склонны были в термине «смерд» видеть все население Руси или только сельских людей. Смерды, по С. В. Юшкову,— «сельские люди, а не горожане». Но этого мало. Смерды не просто сельское население в целом, а одна лишь группа, один разряд его. Мнение исследователей (В. Лешков, В. Никольский, П. Цитович, Б. Романов), согласно которому смерды, составляя особую группу населения, находились в особых отношениях к князю или, как считал В. О. Ключевский, поселенные на государственных землях, являлись как бы государственными крестьянами, С. В. Юшков отклонил, ибо «основным моментом, определяющим положение смердов, является прежде всего особый характер отношений к князю, к государству (к Новгороду и Пскову) и к владельцам». Однако, «несмотря на различие носителей власти над смердами, общий характер этих отношений был в значительной степени одинаков и выражался в своеобразной зависимости, с одной стороны, и властной опеке, с другой стороны, и был ярко окрашен частно-правовыми моментами». Смерды, следовательно, — категория древнерусского сельского населения, находившаяся в отношениях зависимости от князя, дружинников и вообще частных лиц. Из-за недостатка источников С. В. Юшков отказывается говорить о социальной природе этих отношений и ограничивается установлением частно-правового, не смягчавшегося публично правовыми элементами, стиля отношений смердов к своим господам. Правда, С. В. Юшков подчеркивает, что смерды — не рабы, хотя юридическое их положение характеризуется целым рядом ограничений в личной свободе.