Советские историки о смердах в киевской русиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советские историки о смердах в киевской русиСтраница 18
Социальное положение смердов XI—XII вв. изучалось в последнее время не только на общерусском, но и региональном материале.
Новгородскими смердами занимался В. Л. Янин, рассматривая их с позиций, близких к концепции Л. В. Черепнина. «Наиболее значительным документом», позволяющим уяснить статус смердов в Новгородской земле, он считает Жалованную грамоту князя Изяслава Мстиславича Пантелеймо-нову монастырю 1134 г. «Важнейшей содержащейся в этом документе информацией является фиксированная в нем необходимость князю Изяславу обращаться к Новгороду с просьбой о предоставлении ему земельного участка для последующего пожалования, причем в состав этого участка входят не только село и поля, но и смерды. Грамота, следовательно, недвусмысленно утверждает, что верховным распорядителем земельного фонда, не входившего в состав княжеского домена, было государство, решением которого участок черных земель мог быть превращен в вотчину. Иными словами, фонд черных земель на этом этапе предстает перед нами в виде корпоративной собственности веча». Следовательно, смерды, по В. Л. Янину, — государственные крестьяне, живущие на черных землях, находящихся в корпоративной собственности веча, бывшего органом власти новгородского боярства.
Галицкие смерды привлекли специальное внимание С. С. Пашина. Указав на плен как на весьма важный источник пополнения рабочей силы во владельческих хозяйствах, историк пишет: «Частновладельческие села и невольничьи рынки не могли поглотить всей массы захваченных в междоусобных войнах пленников. Немалая часть их была посажена князьями на землю на редкозаселенных окраинах Галичины и таким образом превращена в смердов».
Наш обзор советской историографии, посвященный проблеме древнерусских смердов, исчерпан. Суммируем его результаты.
Среди советских историков нет единого мнения относительно социального положения смердов в Киевской Руси. Одни исследователи считают смердов свободными людьми. При этом большинство специалистов причисляет их к свободным крестьянам-общинникам. Но существует и другое мнение, по которому смерды, будучи лично свободными, представляли собой особую группу древнерусского населения, близко стоявшую к князю и находившуюся под княжеской защитой и опекой. Являясь княжескими людьми, они, согласно этому мнению, находились между свободным крестьянством и низшим разрядом свободного княжеского министериалитета.
Многие ученые под смердами имеют в виду всех крестьян Руси: и свободных и зависимых. Наконец, немало и таких историков, которые усматривают в смердах отдельную категорию зависимых земледельцев, причем их зависимость одни наблюдают только по отношению к государству и князю, а другие — к частным владельцам вообще: князьям, боярам, духовным чинам.
Различие суждений по смердьему вопросу обусловлено чрезвычайной скудостью данных, проливающих свет на историю смердов в Древней Руси.
Общим достижением советских исследователей стал принцип, требующий исторического подхода при изучении смердов, т. е. в контексте общественного развития Древней Руси.
Опираясь на этот принцип, выскажем собственные соображения.
Проделанный нами анализ источников, сообщающих о смердах, позволяет сделать вывод о том, что на Руси XI-XII вв. смердами нередко называли побежденные («примученные», по тогдашнему выражению) иноязычные племена, обязанные данью победителям. Говоря условно, это — «внешние смерды», не входившие в состав населения древнерусских земель-государств, обложивших их данью. Следовательно, дань, уплачиваемая ими, являлась не феодальной рентой, а была в известном роде контрибуцией, поэтому таких смердов нельзя считать феодально-зависимыми. Они — свободные люди, объединенные в общины. Поскольку внешние смерды не входили в состав населения Древней Руси, то факт их свободы не может быть показателем характеристики ее внутренних социально-экономических связей. Полагаем, что происхождение внешних смердов уходит в предшествующее время, что они представляли собой первичную группу смердов.