Советские историки о смердах в киевской русиКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Советские историки о смердах в киевской русиСтраница 7
Итак, смерды, по Б. А. Романову, являли собой обширную группу социально угнетенных и приниженных общинников, славян и неславян, некогда побежденных и вновь побеждаемых киевскими феодалами и принужденных к платежу даней. Следовательно, войны рождали этих бесправных «двуногих существ».
В послевоенные годы идеи Б. Д. Грекова о смердах были оспорены юристами-историками Б. И. Сыромятниковым и С. А. Покровским.
Б. И. Сыромятников утверждал, что Б. Д. Греков «идет в „новой" постановке вопроса о смерде за С. Юшковым и Н. Максимейко, а по существу . пытается реставрировать теорию Цитовича-Никольского». Что предлагает сам Б. И. Сыромятников? По его убеждению, Русская Правда трактует смерда как полностью свободного человека. Смерды в эпоху Русской Правды — свободное сельское население; они есть крестьяне-общинники, члены древнерусской верви. Смерд везде «выступает в качестве свободного земледельца, обрабатывающего свою „ролью" своим собственным хозяйственным инвентарем, живущего „с женою и детьми" на своем „селе"».
Б. И. Сыромятникова поддержал С. А. Покровский, который замечал: «Отказавшись от вполне естественного вывода, что смердом „Русская Правда" называет свободного крестьянина-общинника, а смерду, попавшему в зависимость, присвоила особое наименование „закуп", Б. Д. Греков неизбежно встал на путь искусственных экзегетических натяжек .» С. А. Покровский считал единственно правильным признать смерда Русской Правды свободным общинником.
Мысль о свободе древнерусских смердов отстаивал и М. Н. Мартынов. Он полагал, что, несмотря на окончательное утверждение во второй половине XI в. феодальных порядков на Руси, «основная масса сельского населения _ смерды — остаются еще свободными. Они платят дань и участвуют в княжеских походах». По мере того как князь превращался в государя и верховного собственника «отчины», а бенефиций — в сеньорию, «смерды оставаясь свободными людьми, стали феодальными подданными». Итак, «во второй половине XI века (и даже позже — до начала XIII века) смерды являлись свободными самостоятельными производителями-земледельцами и считались феодальными подданными князей».
Некоторые уточнения в представления Б. Д. Грекова о смердах пытался внести М. Н. Тихомиров, который указывал на тех, кого не видел автор «Киевской Руси»: на сябров — древнерусских крестьян-общинников. «Полемизируя с С. В. Юшковым, — пишет М. Н. Тихомиров, — академик Б. Д. Греков спрашивает: „Как назывались крестьяне, не попавшие в зависимость? Где они?"» Он, далее, иронически замечает, что СВ. Юшков «не находит для этого свободного крестьянства никакого наименования». Как видим, такое наименование существовало — крестьянин-общинник-сябр. Этим, кажется, и объясняется то презрительное значение, какое уже в ХП-ХШ вв. получает слово «смерд»; этим объясняется и противоречивое значение слова «смерд», под которым понимались и крестьяне вообще, и крестьяне закрепощенные, и крестьяне-общинники». Процесс закабаления смердов, согласно М. Н. Тихомирову, неодинаково интенсивно протекал в разных землях Киевской Руси. На северо-востоке, в Ростово-Суздальской земле, он развивался более медленно, чем на юге, в Среднем Поднепровье. Поэтому в Ростово-Суздальской области, как, кстати сказать, и в Новгородской земле, смерды-общинники составляли основную массу крестьян. Закабаленных смердов, работавших в княжеской вотчине, М. Н. Тихомиров сближал с холопами.
О близости положения смердов и холопов, засвидетельствованного Русской Правдой и летописью, говорил Л. В. Черепнин. В понимании смердов Л. В. Черепнин разошелся с Б. Д. Грековым, упрекая его в отсутствии историзма при изучении различных категорий древнерусского населения, в том числе и смердов. Термин «смерд», по предположению историка, появился на Руси «в результате перехода свободной крестьянской земельной собственности в собственность государства». Смердами стали называться крестьяне, зависимые от государства, представленного в лице киевского князя, и эксплуатируемых путем сбора дани. Раньше свободные крестьяне-общинники именовались «людьми». Вот почему термин «„смерд" (в смысле крестьянина, эксплуатируемого на государственной земле) к началу