Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 15
О значительности труда рабов в древнерусской вотчине, о заметном развитии рабовладения в Киевской Руси говорили на дискуссии Л. П. Яку-бинский и Г. Е. Кочин. Последний также замечал, что Б. Д. Греков «получил заслуженный упрек в том, что недостаточно уделил внимания конкретному материалу Киевской Руси, и из-за этого весь материал, касающийся непосредственно Киева, как будто бы забыт и в докладе не фигурировал».
Сделал акцент на рабстве и Е. С. Лейбович. Согласно его мнению, «ра«рабовладение в Киевской Руси являлось могущественным средством в разложении самой сельской общины, которая имеется в эпоху X-XI-XII вв. В сущности, на основе рабовладения, на основе того, что княжеское хозяйство, боярское хозяйство эксплуатируют рабов и этим усиливают свою экономическую мощь, они имеют возможность разлагать и вовлекать эту сельскую общину в свою сферу, т. е. здесь происходит процесс феодализации». Е. С. Лейбович полностью согласился с тезисом Б. Д. Грекова, по которому «земледелие являлось основой для всей массы населения, живущего в условиях перехода от родового строя к классовому обществу». Переходя к проблеме феодализации Киевской Руси, Е. С. Лейбович заявил, что в докладе Б.Д.Грекова «не подчеркнут вопрос о стадиях развития самого . феодализма — вопрос, который нельзя обходить, и если мы не проведем граней между эпохой IX-X и XI—XIII вв., то мы, по существу, смазываем и генезис феодализма». В IX-X столетиях смерд еще не втянут в феодальную зависимость, поскольку он платил дань, не ставшую еще феодальной рентой. Рабы и закупы — вот из кого состоял зависимый люд на Руси IX-X вв. В сферу влияния феодального землевладения смерды попадают лишь в XI-XII вв. Серьезным упущением докладчика оказалось, по мнению Е. С. Лейбовича, как, впрочем, и других выступавших в ходе дискуссии, недостаточное внимание к явлениям архаической формации, имевшим место в Киевской Руси. Остатки родового строя сохранялись на протяжении ХI-ХII вв. Резюмируя свое выступление, Е. С. Лейбович сказал: «Мне думается, что особенности разложения родового строя и генезиса феодализма у нас заключаются в том, что этот процесс протекал на основе значительно развитой работорговли, обслуживавшей восточные и византийские рынки. Эта внешняя торговля, в частности работорговля, отвлекала внимание основной господствующей группы от земледельческого хозяйства, так что основная установка господствующей верхушки в IX-X вв. была направлена не на земледелие. Только в конце X и начале XI в. закладываются основы крупного феодального землевладения. В этом было своеобразие. В XI-XII вв. мы имеем в этом отношении перелом — перелом, идущий по пути феодализации на основе использования эксплуатации труда рабов и закупов, на основе превращения части свободных смердов в феодально-зависимых крестьян. Это дает нам возможность наметить те пути развития, по которым идет Киевская Русь после татарского завоевания. Процесс феодализации принимает тогда более отчетливые формы, особенно в Галичине и в Волыни. Все данные говорят нам о том, что именно в этих двух областях развивается наиболее интенсивно и в наиболее четких формах процесс феодализации. В Киевской Руси XI—XII вв. были уже заложены основы для такого дальнейшего развития». Е. С. Лейбович, следовательно, связывал с эпохой Киевской Руси только начало феодализации, когда были заложены основы феодализма, окончательно сложившегося после завоевания татарами. Поэтому М. М. Цвибак несколько идеализировал обстановку, заявив на дискуссии, что правомерность признания Киевской Руси обществом феодальным была обоснована всеми выступавшими по докладу Б. Д. Грекова.О некоторых участниках диспута вернее было бы сказать, что они рассматривали древнерусское общество как феодализирующееся, а отнюдь не как феодальное.