Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 8
Итак, ссуда неспособного к самостоятельному хозяйствованию крестьянина была основным орудием феодализации непосредственных производителей. Отсюда ясно, что «право собственности на крестьянский участок приобреталось феодалом чисто экономическим путем, и вообще феодализация крестьянского класса проходила под знаком экономического принуждения. А среди экономических рычагов феодализации крупнейшую роль играл промышленный труд вотчинных холопов-ремесленников». Именно холопы-ремесленники изготовляли из железа рабочий инвентарь, предоставляемый землевладельцами крестьянам в качестве ссуды. Поэтому феодальная вотчина, или «усадище», представляла собой «большую промышленную мастерскую, которая работала на всю „боярщину", на всю феодали-зированную крестьянскую округу. Феодал выколачивал из крестьянского населения часть прибавочного продукта, благодаря тому, что перекачивал в деревню часть прибавочного продукта своих холопов-ремесленников».
Г. Е. Меерсон указывал на длительность процесса феодализации, который, по его словам, продолжался «не год и не два, а растянулся на целые века».
В историографии 20-х годов предпринимались попытки связать изменения в общественном строе с эволюцией земледельческих орудий. Впоследствии эти попытки были продолжены.
Важное значение для воссоздания конкретной картины феодализации древнерусского общества имели статьи, посвященные анализу положения отдельных разрядов зависимого люда в Киевской Руси. Они были написаны И. М. Кулишером, С. В. Юшковым, Н. А. Максимейко, П. А. Аргуновым, Н. Л. Рубинштейном, И. И. Полосиным.
Существенным для понимания генезиса феодализма на Руси было исследование феодальных институтов, в частности иммунитета. Со специальной книгой о происхождении вотчинного режима в России выступил С. Б. Веселовский, который считал неправомерным стремление К. А. Нево-лина и Н. П. Павлова-Сильванского объяснить появление иммунитета из развития крупного землевладения, из обычного права. В Киевской Руси С. Б. Веселовский наблюдал лишь предпосылки судебного иммунитета, завязавшиеся в сфере «личных отношений господина к рабам и зависимым людям, независимо от того, был ли он землевладельцем, или нет». Вот почему «самые глубокие корни иммунитета имели не земельный, а личный характер, вытекали из личных отношений сильных к слабым. Сами по себе они, однако, не создавали иммунитета». Для этого нужно было пожалование князя.
Соображения С. Б. Веселовского о происхождении иммунитета из княжеского пожалования оспорил А. Е. Пресняков, поддержавший Н. П. Пав-лова-Сильванского и доказывавший возникновение иммунитета «из общих условий древнего колонизационного процесса и общественного строя». Вотчинная власть землевладельца — вот откуда вышел иммунитет.
Последняя точка зрения была поддержана М. Н. Тихомировым, который по поводу происхождения прав на иммунитет писал: «Тут могут быть только два ответа: или иммунитет был создан пожалованием князей, или сами пожалования князей не создавали ничего нового, а только подтверждали старинные права каждого землевладельца на иммунитет. Второе мнение, несомненно, и является наиболее правильным. Древнейшая новгородская грамота ХII в., выданная князем Мстиславом Юрьеву монастырю, упоминает уже, что село, пожалованное князем, дается с данью, с вирами и продажами, то есть с судом и данью. В конце ХП в. собору Богородицы во Владимире принадлежали уже „и города и дани"». Возводя иммунитет к ХП в., М. Н. Тихомиров тем не менее характеризовал феодальные порядки на Руси преимущественно на материалах ХШ-XVI вв., идя, таким образом, путем, проложенным Н. П. Павловым-Сильванским. Его книга может служить иллюстрацией того, что в 20-е годы идея о феодализме в Киевской Руси не утвердилась достаточно прочно в сознании ученых, не стала общепризнанной истиной.