Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 41
Княжескому землевладению О. М. Рапов придает первостепенное зна чение «как в экономической, так и в политической жизни древней Pycи" Возникновение земельной собственности князей он относит к IX-X вв. Ее создание— результат завоеваний дружинами киевских правителей oбшир ных территорий соседних восточнославянских племен. Завоеванные земли превращались в собственность Рюриковичей, которая конституировалась как верховная собственность, феодальная по своей сути. Права киевских khязей на землю в качестве верховных собственников выражались «в раздаче земель отдельным частным лицам для управления и кормления».
По мнению Я. Н. Щапова, княжеская верховная собственность играла чрезвычайно важную роль, особенно на раннем этапе феодализации, когда она была, собственно, единственной формой феодального землевладения Я. Н. Щапов следующим образом объясняет это обстоятельство: «В ранне феодальном, уже классовом обществе, где господствующий класс, однако недостаточно силен, собственность на землю в ее ранней малоразвитой форме принадлежит этому классу в лице главы государства, князя, являю щегося начальником вооруженных групп, осуществляющих на практике право на эту собственность. В период развитого феодализма, когда власть господствующего класса достаточно сильна также и в лице каждого его члена, обладающего необходимым аппаратом насилия, собственность на землю принадлежит и отдельному феодалу или феодальной церковной ор ганизации». Но и в «период развитого феодализма» сохраняется верхов ная собственность государства на крестьянские земли, олицетворяемая кня зем. На Руси XI — первой половины XII в. она функционировала, будучи социально-экономическим укладом.
В становлении феодализма верховной собственности государства на землю С. М. Каштанов отводит видное место. Ее появление было вызвано сменой племени государством. Исторически это выглядело так: «В перво бытнообщинный период племенная, родовая, общинная собственность на землю обусловливалась не тем, что племя обрабатывало эту землю, a тем, что оно занимало данную территорию. По мере развития владения землей определенными общинами возникал тип реального собственника земли — община, которой противостоял номинальный собственник в лице племени, вернее, представлявшей его родо-племенной верхушки. Сменившее родовую знать государство сохранило за собой функцию номинального земельного собственника и, введя поземельный налог с непосредственных производителей, превратило их из реальных собственников во владельцев. Поземельный налог как основная форма сбора означал то, что государство перестает видеть в трудящихся на земле ее собственников . В условиях существования феодального государства платящие поземельный налог крестьяне не могут быть собственниками, даже если они меняют или продают свои участки».
Эпоха перехода восточного славянства к феодализму привлекла внимание Ю. А. Кизилова, по словам которого, «процесс классообразования среди восточных славян протекал на менее завершенной форме разложения первобытной коллективной собственности, чем у древних греков. Это была видоизмененная «азиатская» форма, недоразвившаяся, в отличие от древнегреческой и римской, до частной собственности на землю». Вот почему «предположение о том, что сельская община славянского типа претерпевала внутреннее разложение в результате обнищания, войн, грабежей, подчиняясь власти феодалов, экспроприировавших землю, составлявшую собственность общины, отражает несущественную для раннего этапа, более позднюю тенденцию феодализации». Вместо этого «предпосылкой феодального подчинения устойчивых задруг, или вервей, являлась не экспроприация непосредственных производителей, а их подчинение власти государственного «связующего единства» с последующим прикреплением к земле». Нам представляется, что такая постановка вопроса искажает действительные отношения «устойчивых задруг, или вервей» с нарождающейся государственностью, приписывая им изначальный насильственный характер, чем по существу смазываются особенности межплеменных и внут-риплеменных связей. Ю. А. Кизилов, подобно Л. В. Черепнину и О. М. Рапову, приравнивает подчинение племен Повести временных лет власти киевских князей установлению верховной собственности на завоеванные земли. Отсюда дань, собираемая первыми Рюриковичами, — феодальный институт, т. е. рента. Возникает законный вопрос: разве ликвидация общинной собственности и замена ее верховной княжеской собственностью с принудительной выплатой дани-ренты не есть «экспроприация непосредственных производителей», от которой отворачивается Ю. А. Кизилов? Ответ здесь, на наш взгляд, может быть только утвердительным.