Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 54
В конце 40-х— начале 50-х годов появляется новое крупное направление «в трактовке основного содержания генезиса феодальных отношений. Его сторонники, как и представители первого, придерживаясь того принципиального тезиса о раннефеодальном характере европейских государств раннего средневековья (включая Русь), отстаивают точку зрения о господстве в раннефеодальный период не вотчинных, а «государственных» форм феодализма, при которых большинство земледельческого населения эксплуатируется не отдельными земельными собственниками, а раннефеодальным государством путем взимания налогов или даней. Соответственно формирование «государственной» формы феодализма признается основ-ным содержанием процесса генезиса феодальных отношении». Цветы Горно Алтайск цветочный магазин в Горно Алтайске.
Кроме этих двух направлений, признающих феодальную природу обществ раннего средневековья, за последние два десятилетия появились и такие, которые ее отрицают. А. А. 1 орскии решительно не согласен с ними. Он сторонник «точки зрения о ведущем значении „государственной" формы феодализма в общественном строе Киевской Руси, ныне преобла-дающей в советской историографии».
Историографическая картина, нарисованная А. А. Горским, имеет существенные недостатки. Автор, вслед за М. Б. Свердловым, приписывает одному лишь Б. Д. Грекову создание концепции формирования феодального общества на Руси, что неточно отражает историю науки. Отмечая серьезный вклад А. И. Неусьгхина в разработку представлений о вотчинном феодализме, А. А. Горский обходит молчанием его теорию о «дофеодальном периоде», чрезвычайно важную для изучения проблемы генезиса феодализма.
В отличие от М. Б. Свердлова, наблюдающего становление феодальных отношений в Древней Руси по линии развития «государственного» феодализма и «господского», А. А. Горский находит на раннем этапе феодализации только «государственную» (корпоративную) форму феодализма.
«Нет ни конкретно-исторических, ни сравнительно-исторических, ни теоретических оснований считать, что вотчинная форма феодализма появилась раньше государственно-корпоративной или одновременно с нею и не могла появиться позже», — утверждает он. Этот тезис нам представляется ошибочным как в теоретическом, так и в конкретно-историческом плане.
«Государственно-корпоративный» феодализм А. А. Горским декларируется. Он появляется у него в готовом виде. А. А. Горский не показывает на конкретных фактах, как дружина, зародившись в условиях доклассового общества, стала затем корпорацией феодалов. Произошло это, конечно же, потому, что таких фактов нет вообще. Дружина в восточно-славянском обществе и в Древней Руси играла иную роль, чем та, которая представляется А. А. Горскому.
Следующая статья, опубликованная в связи с дискуссией о генезисе феодализма на Руси, принадлежит Н. Ф. Котляру. Уже первое знакомство с ней вызывает недоумение: хотя в ее заголовке проблема генезиса феодализма и обозначена («Города и генезис феодализма на Руси»), однако данная проблема, как ни странно, автором, по сути, не рассматривается; речь у него идет в основном о городах, порожденных якобы процессом феодализации. Казалось бы, Н. Ф. Котляр этому процессу и должен был уделить главное внимание, что обусловлено самой логикой проходящей дискуссии. Но вот этого как раз мы, к сожалению, и не находим в статье.
Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что автор нигде не обращается к вопросам, которые подняты зачинателем дискуссии М. Б. Свердловым и ее первым участником А. А. Горским. Достаточно сказать, что у И. Ф. Котляра отсутствует даже упоминание дискуссионных выступлений названных историков. Основная направленность его статьи — критика концепции автора этой монографии, причем критика без достаточной научной аргументации, искажающая ряд концептуальных положений. Например, Н. Ф. Котляр пишет: «Как отмечал Л. В. Черепнин, рассуждения этого историка „ведут его, вопреки фактам, к признанию Киевского государства XI-XII вв. рабовладельческим" и (добавим мы) в значительной мере родо-племенным». Но, как указывается в наших работах, Киевская Русь XI-XII вв. представляла собой социальный организм, в котором господствовали общинные без первобытности (т. е безродовых древностей) территориальные связи, пришедшие в конце X — начале XI вв. на смену родоплемен-ным отношениям. Не видеть этого— значит проявлять либо непонимание, либо предвзятость. Аналогичный вывод напрашивается и в том случае, когда Н. Ф. Котляр говорит, что рабам в «древнерусском хозяйстве» нами отводится «большое место». В нашей работе, однако, акцент ставится не на «древнерусском хозяйстве» в целом, а на его незначительном секторе — вотчине, где рабский труд, действительно, преобладал.