Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 19
Взявший слово по прочитанному М. М. Цвибаком докладу С. И. Быковский говорил о беспочвенности каких бы то ни было утверждений насчет рабовладельческой формации у восточных славян. Б. Д. Греков, выступивший в прениях, критиковал представления дореволюционных историков о средневековых русских крестьянах как свободных арендаторах барской земли. Полное одобрение встретил доклад М. М. Цвибака со стороны М. Г. Худякова, который высказал несколько дополнительных соображений, подтверждающих основные его положения. М. М. Цвибака поддержал и Ш. А. Чакветадзе, оперировавший данными «мысле-языковедной теории». В. В. Мавродин остановился на восстаниях смердов, вызванных наступлением господствующего класса на жизненно важные интересы народных масс. Развитие феодализма во Владимиро-Суздальской земле охарактеризовал Н. Н. Воронин. Участвовавший в дискуссии М. В. Джервис счел правильным «подчеркивание т. Цвибаком того обстоятельства, что Восточная Европа проходила процесс феодализации в окружении ряда более или менее развитых феодальных государств». М. В. Джервис согласился с докладчиком и в том, что рабство являлось основой разложения первобытнообщинного строя. При этом «рабская зависимость выработалась еще в условиях существования «доклассового» общества, здесь же перерастает в систему отношении, в основе своей являющуюся уже крепостнической».
А. В. Марар, отталкиваясь от доклада М. М. Цвибака, сделал «несколько замечаний по вопросу о феодализме в России, как этот последний стоял в русской дооктябрьской историографии».
В своем заключительном слове М. М. Цвибак отметил, что «проблема генезиса феодализма в России еще не стоит на таком уровне, когда можно было бы уже подводить итоги марксистского изучения этого вопроса. К этому вопросу мы впервые подходим».
Сопоставление докладов Б. Д. Грекова и М. М. Цвибака показывает, что они, отличаясь друг от друга в отдельных нюансах, совпадали в главном — отрицании рабовладельческой формации на Руси и признании Киевской Руси феодальным государством. В дальнейшем научная деятельность М. М. Цвибака, незаконно репрессированного, была прервана, а инициатива исследований истории Древней Руси полностью перешла к Б. Д. Грекову, и разработку концепции социально-экономического строя Киевской Руси в историографии стали ассоциировать лишь с его именем, что несправедливо.
Некоторые колебания в определении социальной структуры Киевской Руси, проявленные Б. Д. Грековым в ходе апрельской дискуссии 1933 года, имели характер скорее эпизодический, чем постоянный' по его все более укрепляющемуся мнению, рабство теряет общественное значение, отступая перед феодализмом. Иллюстрацией тут может служить статья Б. Д. Грекова «Проблема генезиса феодализма в России», где шла речь о феодальной системе, окрепшей к началу X в. Правда, какие классы действовали тогда, осталось не вполне ясно: в одном случае автор пишет о рабовладельцах, окруженных многочисленными рабами, в другом— о крупных землевладельцах, эксплуатировавших феодально зависимых людей. В названной статье Б. Д. Греков отодвигает генезис феодальных отношений в глубь времен и таким способом пытается снять проблему рабства в том варианте, какой был обозначен И. И. Смирновым и другими исследователями.
«Очерки по истории феодализма в России. Система господства и подчинения в феодальной деревне» — следующая работа Б. Д. Грекова. В ней основное внимание уделено начальной стадии развития феодализма на Руси и складыванию феодальной вотчины XI—XIII вв. Согласно Б. Д. Грекову, феодальные отношения вырастают из разлагающегося патриархального мира, и XI в. вполне может рассматриваться как типичный в данном случае. Некоторое внимание ученый уделил норманнскому «завоеванию», которое способствовало росту рабовладения на Руси. Умножающееся «земельное богатство, сосредоточенное в руках нового класса землевладельцев, опиралось в значительной мере на рабскую силу». Тем не менее «Русь XI в. нельзя характеризовать как страну рабского античного способа производства». Эти замечания адресовались, по всей видимости, М. М. Цвибаку и тем историкам, которые критиковали Б. Д. Грекова за преуменьшение им значения рабства в формировании феодализма. В своей книге Б. Д. Греков уточняет ранее выдвинутые положения, оттачивает доказательства. Здесь он отодвигает феодализм к IX в., выводя его непосредственно из разложения первобытнообщинного строя.