Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 20
В 30-е годы далеко не все ученые соглашались с выводами Б. Д. Грекова и М. М. Цвибака. С точки зрения теоретической Б. Д. Грекову возражал И. И. Смирнов, упорно доказывая существование рабовладельческой формации как неизбежной ступени, предшествующей феодализму. С. В. Вознесенский упрекал М. М. Цвибака за увлечение социологическими схемами в ущерб конкретным фактам, за поспешность выводов, торопливость, мешавшую ему «как следует переварить и исторический материал и марксистские методологические установки», и, наконец, за «нездоровые филологические устремления». С. В. Вознесенский усомнился в справедливости и концепции Б. Д. Грекова. Он пытался по-своему взглянуть на истоки феодализации в России. По его убеждению, возникновение феодализма нельзя «относить к очень раннему периоду— до появления норманнов». Картина, нарисованная Б. Д. Грековым, не реальна уже потому, что он исследует крупную вотчину статически, а не в процессе ее возникновения и роста. Недостаток схемы Б. Д. Грекова, как полагал С. В. Вознесенский, заключался и в том, что в его построениях была использована главным образом Русская Правда, тогда как летописный материал остался в стороне. Столь же статично, как и в примере с крупной вотчиной, Б. Д. Греков, по словам С. В. Вознесенского, подходит к вопросу о зависимом населении и формах эксплуатации. Когда норманны, продолжает С. В. Вознесенский, высадились на Волховско-Днепровской территории, они встретились там с массой мелких самостоятельных производителей— смердов. Познакомились они и с верхушкой туземного населения. Задерживаясь в городах и смешиваясь со знатью местного общества, норманны образовали особый класс, который «долгое время жил путем грабежа и дани, и только с половины X в. стал оседать на землю, преимущественно в районе расположения городов». Первыми обитателями княжеских, боярских и монастырских сел были рабы. Смерды же — основная масса свободного крестьянства, «примученная» образовавшимся разбойничьим классом,— платили дань. Об их частной зависимости говорить нельзя. Впрочем, С. В. Вознесенский допускает, что из среды смердов «путем прямого насилия и путем „ряда" и ссуды постепенно выходили кадры рабов и зависимых в той или иной степени людей, населявших первоначально феодальные вотчины».Возникновение частного хозяйства С. В. Вознесенский представлял по следующей схеме: « .в X-XI вв. мы присутствуем лишь при начальном образовании, так сказать, при самом становлении феодальной вотчины». В ХП в. произошел перелом. И только в ХII-ХШ вв. феодальная вотчина «является перед нами примерно в таком виде, как ее обрисовывает Б. Д. Греков».'
Критические замечания С. В. Вознесенского цели не достигли, поскольку Б. Д. Греков остался на прежних позициях, объявив соображения оппонента бездоказательными.
Историю феодальных институтов Б. Д. Греков подверг анализу в очередной книге, изданной в 1935 г. Здесь он развивал идеи, уже известные по прежним публикациям. С. В. Бахрушин написал подробную рецензию на эту книгу, в которой отметил, что кардинального вопроса о времени возникновения феодальных отношений на Руси Б. Д. Греков не разрешил. Вопреки утверждениям автора книги, «данные второй половины XI—начала XII в. позволяют говорить лишь о первых шагах закрепощения, когда и численное количество зависимых смердов было очень невелико и еще далеко не выкристаллизовались типичные для феодализма формы эксплуатации землевладельцем мелкого производителя». Вольный общинник, смерд, борется с падкими на дань князьями, дружинниками, и борьба эта «еще далеко не носит такого отчетливого феодального характера, как представляется Б. Д. Грекову». Подлинная история феодализма, но С. В. Бахрушину, началась с середины XI в.