Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 36
Непригодным этот термин показался и Б. А. Рыбакову. «Может быть, — рассуждал Б. А. Рыбаков, — лучше термин „предфеодальный", потому что он заключает в себе ограничение, т. е. из чего родился феодализм, то, что непосредственно предшествовало феодализму». Б. А. Рыбаков отметил важное значение доклада А. И. Неусыхина «для всех, занимающихся феодальным периодом и изучающих сложную проблему перехода от одной формации к другой». По Б. А. Рыбакову, дофеодальный (предфеодальный) период нельзя считать периодом разложения родового строя, ибо то была эпоха «высшего расцвета первобытности». Следовательно, Б. А. Рыбаков отнес дофеодальный период к первобытнообщинной формации.
Научная сессия 1966 г., посвященная итогам и задачам изучения генезиса феодализма в Западной Европе, — важная веха в осмыслении узловых проблем как зарубежной, так и отечественной истории раннего средневековья. Однако из всех упомянутых дискуссий конца 40-60-х годов наибольший эффект в области изучения генезиса феодализма на Руси имела все-таки дискуссия 1949—1951 гг., посвященная периодизации истории СССР феодальной эпохи. Этот эффект был, по крайней мере, двояким. Во-первых, она способствовала сложению у Б. Д. Грекова представления о глубокой древности, восходящей ко временам ранее V в. н. э., первичных моментов разложения первобытнообщинных отношений и складывания классового общества у восточных славян. Во-вторых, она положила начало переменам в конкретном обосновании возникновения феодализма в России, выдвинув на авансцену древнерусских князей в качестве верховных феодальных собственников подвластных им земель. В советской историографии идея о князьях как верховных распорядителях и собственниках управляемых ими земель фигурировала еще в 20-е годы: ее мы находим, например, в работах С. В. Юшкова. Но развития она не получила, поскольку Б. Д. Греков и другие историки, занимавшиеся Киевской Русью, появление феодализма связывали прежде всего с зарождением крупного землевладения князей, бояр и духовенства — землевладения, формировавшегося на частной основе. И вот теперь, в ходе дискуссии 1949—1951 гг., эта идея снова прозвучала в статьях С. В. Юшкова, В. И. Довженка и М. Ю. Брайчевского. Были посеяны семена новой концепции происхождения русского феодализма. Главным ее созидателем вскоре стал Л. В. Черепнин. Необходимо заметить, что мысль о князьях — верховных собственниках — Л. В. Черепнин принял не сразу. В его дискуссионной статье, написанной совместно с В. Т. Пашу-то, она еще отсутствует. Нет ее и в другой статье Л. В. Черепнина, опубликованной годом позже. Тут говорится о том, что «у восточных славян, миновавших стадию рабовладельческого строя, процесс разложения патриархально-родовых отношений и классообразования наблюдается с IV в. К IX в. у них завершается оформление феодального способа производства и складывается раннефеодальное государство».
Однако и здесь мы пока не видим князей — феодальных верховных собственников. Они появляются в исследовании Л. В. Черепнина 1953 г., посвященном определению основных этапов развития феодальной собственности на Руси с древних времен по XVI в. включительно. В этом исследовании автор не упоминает IV в. как начальную грань распада первобытных отношений и образования классов. Ход своих суждений он начинает с VI столетия. Констатировав смену подсечного земледелия пашенным, Л. В. Черепнин пишет: «Переход к пашенному земледелию был связан с ростом частной собственности на землю. В VI—VIII вв. этот процесс интенсивно развивался. Совершался переход от патриархальной общины к сельской, известной под названием мира, погоста на севере, верви на юге . Развивается и противоположность между городом и деревней». Согласно Л. В. Черепнину, VI—VIII вв. — это дофеодальный период, когда разлагались патриархальные отношения, выделялись сельские общины, основанные на территориальных связях, формировалась частная собственность на землю. Но «работник производства еще свободен от личной зависимости». Важным рубежом является IX в. — «время установления феодального способа производства и образования раннефеодального относительно единого государства». Тогда-то и произошли существенные изменения «в собственности верви на землю, ибо в результате экономического развития, роста неравенства и образования классов возникло государство, во главе которого стоял киевский князь, рассматривавший себя в качестве верховного собственника всей земли. В укреплении власти феодалов играло роль внеэкономическое принуждение. Крестьянское население было обложено данью, сбор которой вызывал активное сопротивление населения (восстания древлян против Игоря, Ольги). Это была классовая борьба в условиях процесса феодализации». Дань и рента, по Л. В. Черепнину, совпадали.Наряду с верховной собственностью государства на крестьянские общинные земли в IX-XI вв., продолжалось «формирование частной феодальной собственности: княжеской, боярской, монастырской. Растут за счет общинных земель княжеские села: Ольжичи, Будутино, Ракома, Берество и др. Воздвигаются княжеские города-„хоромы" (замки): Вышгород, Изяславль и др. Землевладельцем был Киево-Печерский монастырь. Формировалось и боярское землевладение. Для XII в. известий о частных вотчинах в источниках становится больше».