Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 45
Вопрос о существовании во времена Пространной Правды крестьянской собственности и верховной собственности князя Г. В. Абрамович решает противоречиво, утверждая, что в эти времена «оставались еще большие массивы так называемых „черных" земель, население которых все еще продолжало жить по нормам обычного права и соответственно считать себя собственником обрабатываемых им земель, тогда как по нормам государственного феодального права, обязательным для всего населения государства, собственником этих земель был великий князь». Но ведь нельзя одновременно жить по нормам обычного права, считать себя собственником земли и подчиняться феодальному праву, провозглашавшему собственником той же земли великого князя.
Поддерживает концепцию «государственного феодализма» в Древней Руси и А. А. Горский. Он полагает, будто «возникновение феодальных вотчин не являлось сущностью генезиса феодализма на Руси. Основным содержанием процесса складывания феодальных отношений была узурпация общественных доходов военной верхушкой и установление налоговой эксплуатации общинников». А. А. Горский называет три основные предпосылки генезиса феодализма у восточных славян: 1) «развитие производительных сил, выразившееся в переходе к пашенному земледелию с применением железных орудий труда»; 2) «формирование соседской общины»; 3) «возникновение военно-служилой знати», т. е. дружины. Переход к пашенному земледелию, по А. А. Горскому, есть «исходная» предпосылка, а появление дружины — «непосредственная». Именно дружина выступает у исследователя как созидающее феодализм начало. Только вокруг дружины происходила генерация феодальных отношений, и генезис феодализма выражался в смене доклассовых форм ее содержания «налоговой эксплуатацией населения».
Рассматривая дружину в связи с генезисом феодализма на Руси, А. А. Горский выделяет три этапа в развитии дружинной организации: VI-VIII, IX-X и XI—XII вв. По его словам, «первый этап принадлежит доклассовому обществу, его последней стадии. В это время растут количество дружин, численность дружинников и их влияние в обществе. На втором этапе, в ходе образования и расширения Киевского раннефеодального государства, военно-дружинная знать превращается в корпоративного собственника земли, реализующего свою собственность путем взимания с лично свободного земледельческого населения даней-налогов .На третьем этапе часть дружинников становится индивидуальными землевладельцами и расселяется по своим вотчинным владениям. В то же время, как свидетельствуют источники, часть дружинников продолжает жить под крышей у князя, на его содержании, а бояре владеют дворами на территории городов».
Таким образом, первой формой феодальной земельной собственности была корпоративная (государственная) собственность военной знати, первой формой эксплуатации — государственные повинности (дани-налоги) в пользу этой знати. Вотчинная собственность — вторичная форма феодальной земельной собственности, образовавшаяся путем распределения между отдельными лицами земель, находившихся в собственности раннефеодального государства.
Объявляя, подобно В. Л. Янину, Я. Н. Щапову, Ю. А. Кизилову и другим ученым, государственную собственность на землю первичной феодальной собственностью, предшествующей вотчинному землевладению, А. А. Горский как бы устраняет слабое звено в развиваемой им концепции Л. В. Черепнина, делая ее более логически стройной и, казалось бы, совершенной. Но это лишь видимость, ибо в итоге А. А. Горский впадает в крайность, совершенно, как нам представляется, неприемлемую с точки зрения теоретической. У автора, как и у тех, кто вместе с ним считает корпоративную (государственную) собственность на землю первой формой феодальной земельной собственности, политический фактор в ходе генезиса феодализма приобретает решающую и даже всеобъемлющую роль, а экономические процессы создают только отдаленные предпосылки феодализации общества. Отсюда понятно, почему, согласно А. А. Горскому, государственная феодальная собственность на землю устанавливается после появления налога, порожденного в результате насильственных мер военно-дружинной знати. Получается, таким образом, что насилие— единственная пружина генезиса феодализма на Руси. А. А. Горский прав, когда говорит о том, что принудительное (т. е. насильственное) отчуждение прибавочного продукта, производимого земледельцем, суть главный признак феодальной земельной собственности. Но это отнюдь не означает, что сама феодальная земельная собственность возникает исключительно благодаря насилию. Давно известно, что появление собственности в истории нельзя рассматривать как следствие грабежа и насилия. Ф. Энгельс указывал: «Уже тот простой факт, что порабощенные и эксплуатируемые были во все времена гораздо многочисленнее поработителей и эксплуататоров и что, следовательно, действительная сила всегда была на стороне первых, — уже один этот факт достаточно показывает нелепость всей теории насилия».Целью всегда выступает экономическая выгода, тогда как насилие есть всего лишь средство. Поэтому насилие «только охраняет эксплуатацию, но не создает ее».