Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 49
Определив VI—IX вв. как эпоху новых социальных веяний, Б. А. Рыбаков назвал этот период предфеодальным.
В своих последних работах Б. А. Рыбаков несколько иначе изображает начальную историю феодализма на Руси, перенеся центр тяжести на проблему верховной земельной собственности государства. В одной из своих недавних статей он рассматривает государство Руси VIII—IX вв., сложившееся в Среднем Поднепровье, «как своеобразный вариант раннефеодального государства с верховной собственностью на землю, вассалитетом, основанным на земельных владениях .». Данная концепция в развернутом виде представлена в монографии автора «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.». Возникновение феодальной системы есть итог политической интеграции восточнославянских племен от союза племен к суперсоюзу (союзу союзов), считает Б. А. Рыбаков. В процессе этой интеграции устанавливалось господство одних племенных образований над другими. Рождалось государство. Б. А. Рыбаков пишет: «Союз племен был высшей ступенью развития первобытнообщинного строя, подготовившей отдельные племена к предстоящей исторической жизни в больших объединениях, в которых неизбежно и быстро исчезали древние патриархальные формы связи, заменяясь новыми, более широкими. Создание союза союзов племен было уже подготовкой к переходу к государственности . Когда же общество поднимается на порядок выше и создает из союзов племен новое (и количественно и качественно) объединение, „союз союзов" племен, то вопрос о государственности может решаться только однозначно — там, где интеграция племен достигла такого высочайшего уровня, государство уже сложилось». Складывание государства сопровождалось переменами в отношениях собственности: непосредственные производители теряли право на землю, и верховным собственником земель становилось государство, персонифицированное в лице великого киевского князя. То была «начальная фаза превращения земли в феодальную собственность». Эволюция полюдья особенно наглядно отразила обозначившиеся перемены. «Полюдье,— говорит Б. А. Рыбаков, — существовало в каждом племенном союзе; оно знаменовано собой отход от патриархальных племенных отношений и традиций, когда каждый член племени знал своего племенного князя в лицо и знал всех его родичей. Полюдье в рамках союза племен, появляющееся, надо думать, одновременно с образованием самого союза, было уже переходной формой к классовому обществу, к государственности . Когда же несколько союзов племен вольно или невольно вошли в состав Руси, то отрыв верховной власти от непосредственных производителей был полным. Государственная власть полностью абстрагировалась, и право на землю, которое искони было связано в представлении землепашцев с трудовым и наследственным правом своего микроскопического „мира", теперь связывалось уже с правом верховной (отчужденной) власти, с правом военной силы». Таким образом, полюдье, в понимании Б. А. Рыбакова, являлось первой, наиболее откровенной формой господства и подчинения, осуществления права на землю и установления подданства. Полюдье — первичная форма феодальной ренты, извлекаемой с помощью внеэкономического принуждения, посредством военной силы.
Наряду с окняжением земли и реализацией верховной земельной собственности через полюдье, Б. А. Рыбаков прослеживает становление феодализма по линии частного землевладения бояр, сопряженной с формированием феодально-зависимого населения. В процессе социально-экономического развития «на место старой общественной ячейки — рода — должна была встать новая структурная форма, придававшая некоторую устойчивость обществу в целом. Этой формой явился феодальный двор с его стадами скота, закромами зерна как для прокорма, так и на семена, с его запасами „тяжелого товара" — продукции усадебных кузнецов, ковавших не только оружие, но и плужные лемехи, чересла, топоры, удила. Феодалы-бояре не были благотворителями разорившегося крестьянства; войной и голодом, применяя все виды насилия, выбирая наиболее слабые участки внутри сельских „миров", они постепенно утверждали свое господство, порабощая слабейшую часть общин, превращая общинников в холопов и закупов». Первые бояре выходили из среды земледельцев и поселялись в замках-хоромах, откуда господствовали над окрестным людом. По словам Б. А. Рыбакова, тысячи подобных замков «стихийно возникали в VIII—IX вв. по всей Руси, знаменуя собой рождение феодальных отношений». Из этих рассуждений Б. А. Рыбакова явствует, что боярское частное землевладение было самой ранней формой феодальной собственности на Руси.