Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 43
Приверженец концепции «государственного феодализма», М.Б. Свердлов разделяет все ее недостатки. Так, наряду с верховной собственностью государства существовал, оказывается, крестьянский аллод. Перед нами все та же попытка сочетать несочетаемое: полную, свободную собственность крестьянина на парцеллу с феодальной верховной собственностью. В конечном счете М. Б. Свердлов доводит до абсурда развиваемую им теорию, определяя крестьянскую свободную собственность как вид феодальной собственности. Тем самым он перечеркивает процесс классообразо-вания и классовой борьбы в средневековой России.
В своей книге, вышедшей в 1983 г., М. Б. Свердлов рассматривает генезис феодализма в плане становления верховной собственности государства на землю и развития индивидуального господского хозяйства. Она содержит мало нового. И поэтому А. П. Новосельцев был прав, когда писал: «В традиционном духе написана книга М. Б. Свердлова, в которой автор приводит ряд дополнительных аргументов в пользу концепции Б. Д. Грекова и других ученых его школы».
Представления В. Л. Янина о складывании феодализма в Новгородской земле сформировались не без влияния исследований Л. В. Черепнина. В монографии В. Л. Янина «Новгородская феодальная вотчина» заключен интересный опыт реконструкции генеалогии крупных новгородских вотчинников. Здесь изучается также вопрос о возникновении и развитии вотчинной системы в Новгороде. Начало этой системы В. Л. Янин связывает с возникновением княжеского домена, датируя его появление рубежом XI-ХII вв. Вслед за княжеским доменом стали возникать вотчины новгородских бояр и монастырей. Зарождение вотчины, таким образом, историк наблюдает поздно: не ранее XII в. Эта точка зрения нам кажется убедительно обоснованной.
Создание вотчинного сектора новгородской экономики ХП-ХШ вв., согласно В. Л. Янину, происходило «в значительной степени путем раздачи черных волостей как частным лицам, так и духовным учреждениям». Период, предшествующий XII столетию, исследователь именует «довотчин-ным». При этом он ставит вопрос: «Если до конца XI в. ни князь, ни бояре в Новгородской земле не были вотчинниками, т. е. не располагали домени-альной собственностью, кому же там принадлежала земля? Составляла она собственность государства или собственниками ее были крестьяне-общинники?» По мнению В. Л. Янина, земля в Новгороде довотчинных времен составляла верховную корпоративную собственность новгородского боярства. Вот почему «довотчинный период может рассматриваться как такая форма эксплуатации земельных владений, при которой государственный налог и рента в значительной части становятся предметом раздела между членами землевладельческой корпорации». Первоначальные же основы права верховного распоряжения черными землями корпорацией бояр были заложены при Ярославе Мудром.
Надо сказать, что мысль о верховной корпоративной собственности бояр в Новгороде довотчинных времен обоснована В. Л. Яниным, на наш взгляд, недостаточно убедительно. Ссылка на концепцию Л. В. Черепнина служит ему едва ли не главным аргументом. Те же упоминаемые им случаи, когда распорядителем земельных фондов выступает новгородское вече, никоим образом не говорят о верховной собственности корпорации бояр, ибо вечевая организация в Новгороде, по нашему мнению, имела иную социальную природу. Мы полагаем, что утверждения В. Л. Янина насчет корпоративной собственности новгородских бояр в довотчинный период расходятся с исторической реальностью.
Попытку установить критерии раннего феодализма на Руси и наметить стадии его перехода в развитой феодализм предпринял Г. В. Абрамович. На первом этапе, датируемом VIII — серединой IX в., среди приднепровских и ильменских славян выделяется социальная группа, узурпировавшая общинное «право избирать и быть избранным на командные посты». Эта группа представляла собой «своеобразных сеньоров, которые, хотя формально оставались членами общины, их выбиравшей, но фактически имели все возможности получать от общинников не только добровольные приношения за выполнение общественных функций, но и регулярные принудительные доходы путем внеэкономического принуждения (кормы и виры на содержание и вооружение дружины и пр.)». Однако эксплуататорские тенденции знати пока ограничивала военная демократия в лице «воев»— вооруженных защитников общинной «старины». Сдерживала феодализацию и большая семья, преобладавшая «в структуре сельской общины». Данную фазу общественного развития восточных славян Г. В. Абрамович характеризует как первичную стадию в складывании раннефеодальных отношений, когда закабаление знатью рядовых общинников осуществлялось с помощью общинных институтов.