Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 39
Возникновение и развитие на Руси феодального землевладения в целом Л. В. Черепнин наблюдает по двум этапам: X — первая половина XI в. и вторая половина XI—XII вв. «В первый период преобладает верховная собственность на землю государства, во второй растет и ширится вотчинная собственность». Выводы, полученные в результате исследования эволюции земельной собственности, ученый связывает с историей зависимого населения в Киевской Руси. Он изучал положение различных категорий подневольного люда, скрывавшегося под наименованием «людей», «челяди», «смердов», «изгоев», «закупов». Оказалось, что в образовании этих категорий вырисовываются «те же два этапа, что и в процессе формирования феодальной собственности на землю. Гранью между ними является примерно середина XI-XII вв. На первом этапе еще значительную роль в общественной жизни играло лично свободное, но подвергающееся государственной эксплуатации население соседских общин — смерды-данники, а в составе несвободных преобладала челядь (рабы). На втором этапе, когда развиваются вотчинное землевладение и хозяйство, все большая часть непосредственных производителей переходит в число домениальных смердов, закупов, часто оказывающихся на грани холопства». Быстро распечатать фотографии в Воронеже можно у нас.
О генезисе феодализма на Руси Л. В. Черепнин еще раз писал в специальном разделе, вошедшем в академическую «Историю крестьянства в Европе». С полной уверенностью он говорит о том, что «известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-аллодисты, превращавшиеся затем в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. Наконец, в-третьих, собственники-феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами». Вплоть до «середины XI—XII вв. господствующей формой феодальной собственности была государственная, господствующим видом эксплуатации — взимание дани. К XII в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавочного продукта, произведенного трудом зависимого крестьянства и посаженных на землю холопов». Рост вотчинного землевладения князей, бояр и духовенства означал перелом в развитии феодальных отношений на Руси, вступавшей во второй половине XI и особенно в XII вв. в стадию развитого феодализма.
Таковы изложенные сжато взгляды Л. В. Черепнина на генезис и развитие феодального общества в Киевской Руси. Мы целиком согласны с мыслью исследователя о сравнительно позднем возникновении вотчинного землевладения на Руси, о заметном росте крупной земельной собственности лишь со второй половины XI—XII вв. Но утверждения Л. В. Черепнина о существовании в Древней Руси верховной собственности государства на земли, обрабатываемые общинниками-земледельцами, нам представляются весьма и весьма спорными. Анализ конкретной, фактической стороны концепции Л. В. Черепнина нами уже предпринимался. Здесь же выскажем лишь несколько соображений общего порядка.
Нельзя не заметить, что своими рассуждениями о верховной княжеской (государственной) собственности на Руси IX—XII вв. Л. В. Черепнин поставил себя в довольно сложное положение. Становление феодализма, по его мнению, совершалось по-разному. Наблюдалось «освоение общинной земли и подчинение свободных общинников путем распространения на них суда и дани государственной (княжеской) властью как органов правящего класса». Вместе с тем «росла частная, а затем и феодальная собственность на землю», обусловленная экономической дифференциацией внутри общины-верви. «Оба эти процесса развивались одновременно и взаимно переплетались, ибо формирование государства было связано с расслоением общины и появлением частной собственности и классов феодального общества, а укрепление государственной верховной собственности на землю являлось одним из рычагов феодализации». Очень сомнительно то, что в эпоху генезиса феодализма формирование феодального землевладения на базе разложения общины и «окняжение» земли могли уживаться, а тем более переплетаться друг с другом, поскольку эти процессы взаимоисключающие. Действительно, чтобы образовалась феодальная собственность на землю в результате экономической дифференциации общинников, необходимо наличие свободного крестьянского землевладения, необходим аллод как экономическая предпосылка феодализма. Но установление верховной собственности государства на общинные земли означает ликвидацию свободной земельной собственности общинников, знаменующую переворот в землевладении. Появление же крестьянского аллода из недр феодальной верховной собственности нелепо и с теоретической и с конкретно-исторической точек зрения. Единственный здесь выход из тупика (правда, надуманный) — признание того, что упомянутые процессы протекали чересполос-но. Однако Л. В. Черепнин настаивает именно на их переплетении. В итоге получается большая странность: смерд, сидящий на государственной (княжеской) земле и уплачивающий дань (феодальную ренту), одновременно является и крестьянином-аллодистом.