Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 53
В статье М. Б. Свердлов повторяет свои представления о генезисе феодализма на Руси, высказанные в предшествующих работах. В X— первой половине XI в. формируется сложный по структуре княжеский домен, а также «господское хозяйство» знати. Историю последнего М. Б. Свердлов начинает с IX в. Он пишет: «Господское сельское и городское хозяйство IX — первой половины XI в., генетически восходившее к периоду разложения ро-до-племенного строя, основывалось на раннефеодальных формах эксплуатации». Наряду с «господским хозяйством» складывалась «система классово-антагонистических отношений между лично свободными непосредственными производителями и служилой частью господствующего класса, не обладавшей земельными владениями либо владевшей отдельными дворами — универсальными хозяйственными комплексами с господской запашкой. Генетически такие отношения тоже восходят к периоду военной демократии .» На этой почве образовалась «верховная земельная собственность раннефеодального государства» и возникли различные формы «феодальной государственной эксплуатации». «Последующее развитие феодализма на Руси заключалось в становлении развитого феодального общества XI— первой трети ХП в. (с начальными формами феодальной раздробленности) и в развитом феодальном строе середины ХП — первой трети XIII в. (период феодальной раздробленности — со второй трети ХЕ в.).-»
М. Б. Свердлов, на наш взгляд, не привел убедительных аргументов, подтверждающих эти положения. У него нет четкого представления о времени перехода восточных славян от родо-племенного строя к раннефеодальному: в одном случае он упоминает VIII—IX вв., а в другом — IX-X вв. Фактов, свидетельствующих о существовании в IX-X вв. «господского хозяйства» знати, он не назвал.
По словам М. Б. Свердлова, со временем «основой обогащения и воспроизводства служилой части господствующего класса стала . передача ей части государственных податей, судебных вир, продаж и пошлин. В результате, государственные по происхождению, они совпали функционально с феодальной рентой». Следовательно, «государственные подати, судебные виры, продажи и пошлины» до передачи их «служилой части господствующего класса» не совпадали «функционально с феодальной рентой» и таковой, стало быть, не являлись. Так, М. Б. Свердлов собственноручно пробивает брешь в своей схеме. И она выглядит зияющей, если вспомнить, что и в XI и в XII столетиях далеко не все государственные платежи оказались переданными «служилой части господствующего класса». В данном рассуждении М. Б. Свердлова заложена также мысль о том, что государственные поступления превращаются в феодальную ренту в результате их передачи служилым людям, а не в результате переворота в отношениях к собственности. С этим согласиться нельзя.
«Верховную земельную собственность раннефеодального государства» М. Б. Свердлов сочетает с «неполной собственностью» «лично свободного населения на землю, облагаемую государственными податями».Существование «неполной собственности» лично свободных земледельцев делает неполной «верховную земельную собственность раннефеодального государства». Новый удар по собственной «концепции»!
И, наконец, последнее замечание. М. Б. Свердлов пишет о «лично свободном и феодально-зависимом крестьянстве» в Древней Руси, давая понять, что лично свободные крестьяне не являлись феодально-зависимыми. Тут у автора, как говорится, концы с концами не сходятся.
Итак, дискуссионная статья М. Б. Свердлова— совсем не лучший образец подобного рода статей.
Второй автор, включившийся после М. Б. Свердлова в дискуссию о генезисе феодализма на Руси, — А. А. Горский. Как и М. Б. Свердлов, он начинает с историографических сюжетов. А. А. Горский отмечает, что «с середины 1930-х по середину 1950-х гг. советскими историками была выработана общая концепция генезиса феодальных отношений в странах Европы, согласно которой основным содержанием этого процесса считалось возникновение крупной земельной собственности в виде феодальных вотчин и вовлечение свободных ранее крестьян-общинников в поземельную и личную зависимость от вотчинников». Серьезная заслуга в выработке данной концепции принадлежала Б. Д. Грекову и А. И. Неусыхину.