Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 46
Слабая в теоретическом аспекте позиция А. А. Горского несостоятельна и в плане конкретно-историческом. Автор изучает дружину как некий самодовлеющий институт, оторванный от общественной жизни. Он констатирует факт: «Дружины существовали в племенах и союзах племен». Затем следует вывод: дружина была оторвана «от массы непосредственных производителей и от общинной структуры». Однако нельзя подменять социальные отношения пространственными. Нахождение дружины при племени или союзе племен никоим образом не значит, что дружинники стояли «вне общинной структуры», как полагает А. А. Горский. Достаточно сказать, что племена и союзы племен также являлись общинными организациями, правда, более высокого порядка, представлявшими собой органическое соединение родовых общин. К. Маркс писал: « .подобно геологическим образованиям есть и в исторических образованиях ряд типов — первичных, вторичных, третичных и т. д .». Поскольку родовые общины входили в племя и в союз племен как части целого, то надо признать ошибочность противопоставления дружины родовым коллективам. А. А. Горский, выводя дружинников за пределы общинной структуры, совершает серьезный исторический и методический просчет.
Другой его не менее серьезный просчет заключается в том, что дружина рассматривается им изолированно от проблемы военной организации восточных славян и Древней Руси. Анализ соответствующих исторических данных убеждает в демократическом характере военной организации восточнославянского и древнерусского обществ, в которой весьма важное место принадлежало народному ополчению «воев». Именно оно определяло исход военных столкновений, внешних и внутренних. С помощью «воев» киевские князья покоряли соседние племена, облагая их данью. Вооруженный народ в лице «воев» превосходил по своей мощи дружину. Вот почему у древнерусской знати не было ни сил, ни средств для осуществления массовых насилий, в частности экспроприации земельной собственности свободных общинников. Своими рассуждениями о корпоративной собственности военно-служилой знати А. А. Горский предает дружине на Руси не свойственное ей значение.
Преувеличивает роль дружины в формировании классов в Киевской Руси и Л. В. Милов. «Процессы классообразования в древнерусском раннефеодальном обществе, — пишет он, — характеризовались по преимуществу не разложением общины, а развитием господствующего класса, опосредованным через рычаги государственного аппарата (например, в лице дружинного компонента) .». По Л. В. Милову, «феодальная эксплуатация в Древней Руси зародилась как эксплуатация земледельцев-общинников прежде всего государством». Историк наблюдает на Руси «феномен очень сильной государственной власти, а отсюда и весьма раннее обладание атрибутом верховной собственности на землю в пределах государственной территории». В этих условиях «единственно возможной формой феодальной ренты была рента-налог, или централизованная рента».
Такого рода представления о роли налога в раннесредневековых обществах подверг справедливой критике Ю. В. Бромлей. С полным основанием он признает существование в эпоху раннего средневековья полноправных свободных общинников, живших «на так называемых государственных землях (великокняжеских, королевских)». Социальное положение этих общинников во многом зависело от характера налогов в раннесредневековых обществах. Ю. В. Бромлей подчеркивает, что упомянутые налоги «в конечном счете становятся феодальной рентой, как это, например, имело место у государственных крестьян в период развитого феодализма в России . Но вправе ли мы механически проецировать этот факт в раннее средневековье? Значит ли это, что государственные налоги превращаются в феодальную ренту тотчас же с момента их возникновения?» Ю. В. Бромлей отрицательно отвечает на поставленные вопросы. Сторонники мнения о феодальной природе налогов у народов раннего средневековья не учитывают, полагает Ю. В. Бромлей, «по крайней мере следующие три обстоятельства. Во-первых, генетическую связь налогов с добровольными приношениями и повинностями общинников; во-вторых, существование таких приношений и повинностей на стадии общественного развития, предшествующей рабовладельческому строю; в-третьих, наличие налогов как формы эксплуатации во всех антагонистических обществах».