Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 6
Мы задержались так долго на исследовании С. В. Юшкова, поскольку это — первый специальный труд, посвященный генезису феодализма в Киевской Руси. Кроме того, наше, быть может, повышенное внимание к этому исследованию объясняется еще и тем, что оно содержит ряд идей, которые в несколько модифицированном виде появятся позднее в работах советских историков.
Возникновение феодализма на Руси стало предметом изучения и Н. Л. Рубинштейна. Он полагал, что древние восточнославянские племена нуждались в военной организации, служившей целям обороны и нападения. Постепенно среди воинов племени выделяются люди, отличающиеся силой и мужеством. Они собирают вокруг себя помощников, образуя военные ватаги. Богатство, добываемое посредством войн, сосредоточивается в руках вождей и тех, кто их окружал. Вожди со своими дружинами отрываются от племенной почвы и превращаются в самостоятельную силу, стоящую над обществом, т. е. консолидируются в господствующий класс. Эта социальная верхушка много торговала и на торговых операциях строила в немалой мере свое благополучие. Но в XI в. торговля падает, что приводит к ускоренному складыванию крупного землевладения, которое в конечном счете конституируется в сеньорию-боярщину. Первым по времени появляется княжеское землевладение и хозяйство, боярское же и монастырское выходят из княжеского и оформляются по его образцу. Древнерусская сеньория ничем не отличалась от сеньории Западной Европы. Так, оседая на землю, князь и дружина становятся крупными землевладельцами-феодалами. «Князь и дружина, — пишет Н. Л. Рубинштейн, — садятся на землю, садится на землю киевский „гость", воин-купец, превращаясь в землевладельца-феодала (сеньора)».
Древняя Русь, согласно Н. Л. Рубинштейну, прошла несколько этапов в своем развитии: 1) IX-X вв. — эпоха первично-натурального племенного строя; 2) XI-XII вв. — время сеньоризации, после которого открывается период сеньориально-городского строя.
Н. Л. Рубинштейн проследил за формированием различных категорий эксплуатировавшегося в боярщине-сеньории населения: закупов, изгоев, челяди, холопов.
Если М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, С. В. Юшков, Н. Л. Рубинштейн рассматривали древнерусское общество как феодализирующееся, то П. И. Лященко обнаружил в нем прежде всего рабовладельческие черты. Он полагал, что «основным элементом разложения первобытно-коммунистического хозяйства являлось рабовладение. Городское туземное славянское население, по-видимому, еще издавна выделило такой привилегированный класс, для которого рабовладение получило производственную связь с первобытным хозяйством». В источниках этот привилегированный класс носит наименование «огнищан». Его экономической основой являлась торговля, а также землевладение, базировавшиеся на труде челяди, или рабов. В Древней Руси, следовательно, имелось два противостоящих друг другу класса— рабовладельцы и рабы. Еще в XII в. масса сельского населения, называвшегося смердами, была свободной, самостоятельно занимавшейся сельским хозяйством. Со временем обедневшие смерды «должны были попадать в экономическую зависимость от «сильных людей», от крупных землевладельцев»
Таким образом, П. И. Лященко рисует классовое общество в Киевской Руси как, в первую очередь, рабовладельческое. Однако большинство исследователей все же склонялось к мысли о феодализации Руси. К ним принадлежал и Ю. В. Готье, который в маленьких восточнославянских городищах увидел крепости или замки, предназначенные не только для того, чтобы «защищать окрестное население, но и для того, чтобы над ним властвовать в процессе развивающейся феодализации». Надо, впрочем, заметить, что Ю. В. Готье находился под сильным влиянием В. О. Ключевского. Поэтому он вслед за прославленным историком определял Русскую Правду как «Уложение о капитале», а общественную среду, создавшую этот древний памятник, усматривал в большом торговом городе. Но при всем том Ю. В. Готье был одним из первых советских авторов, отождествлявших восточнославянские городища с феодальными замками. Эта точка зрения найдет позднее немало сторонников среди наших археологов и историков.