Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 56
Своеобразный опыт соединения концепций Б. Д. Грекова и Л. В. Черепнина находим в трудах Б. А. Рыбакова. При этом надо заметить, что это соединение было чисто механическим.
Наконец, необходимо упомянуть о взглядах А.П.Пьянкова и В.И.Горемыкиной, выводящих русский феодализм из распада рабовладельческого строя.
Выскажем собственное понимание феодализационного процесса в Древней Руси. По нашему убеждению, феодализация древнерусского общества осуществлялась на путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально-зависимого населения. Верховная же собственность на землю государства и персонифицирующих его великих князей еще в Московской Руси не сложилась в полной мере. Но, принимая тезис о вотчинном землевладении как экономическом фундаменте, на котором возводилось феодальное здание, мы иначе определяем время образования феодализма в Киевской Руси, т. е. разделяем в теоретическом аспекте мнение Б. Д. Грекова, расходясь с ним в интерпретации конкретной истории древнерусского общества.
Княжеские домениальные владения в виде небольших промысловых сел появились на Руси не раньше X в. Несколько позднее княжеской возникает боярская вотчина, а еще позже— церковное и монастырское землевладение. О последнем можно говорить лишь применительно к середине или второй половине XI в. На протяжении XI и особенно XII в. происходит заметный рост вотчиннных владений. Но, несмотря на это, господствующее положение в экономике Руси XI — начала XIII в. занимало общинное землевладение, среди которого вотчины выглядели словно островки в море. Надо заметить, что древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей. Рабы, табуны лошадей, гурты скота, всякого рода сокровища — вот что являлось основным показателем богатства на Руси в XI—XII вв.
Какой была социальная природа древнерусской вотчины? Ю. В. Бром-лей однажды справедливо подчеркнул, что «изучение крупной земельной собственности в отрыве от экономического и правового статуса непосредственных производителей по существу не может дать ответа на вопрос о типе производственных отношений, а в конечном счете и на вопрос о характере этой собственности». Что нужно сказать о непосредственных производителях, труд которых эксплуатировался в хозяйстве вотчинника на Руси X-XII вв.?
Сначала население вотчины состояло из рабов, вчерашних пленников, захваченных во время войн. Затем, по мере социального развития, т. е. окончательного разложения родового строя в конце X — начале XI столетий, возникают внутриобщественные источники рабства и промежуточные (между свободой и рабством) категории зависимого населения. Местные рабы и полусвободные (полурабы) вливаются в состав вотчинных людей. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. С этого момента она превращается в сложный социальный институт, сочетающий одновременно рабские, полусвободные и феодальные компоненты. Но рабов и полусвободных в ней было больше, чем феодально-зависимых. Поэтому феодальный уклад в XII — начале XIII в. уступал рабовладельческому. Так выглядит соотношение несвободных людей внутри вотчины. Если же говорить о соотношении различных групп древнерусского населения в целом по стране, то необходимо признать, что рядовое свободное людство (земледельцы и ремесленники), объединявшееся в общины, решительно преобладало над всеми другими жителями Древней Руси. Иными словами, подавляющая масса древнерусского населения являлась свободной. А это означает, что классовое общество в домонгольск