Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 18
Существенный интерес представлял доклад «К вопросу о генезисе феодализма в древней Руси», прочитанный М. М. Цвибаком. Зарождение феодальных отношений, отмечалось в докладе, происходило в Восточной Европе «после того, как закончилась феодализация Франции, Западной Германии, Италии, Испании и Греции». Поэтому «Восточная Европа вступает в феодальную формацию, окруженная кольцом феодальных уже государств». Отсюда разложение здесь «первобытнокоммунистической общины на основе рабства приводит к образованию феодальной собственности. Государство как продукт непримиримости классовых противоречий складывается как орган господства феодалов-землевладельцев над закабаленными непосредственными производителями». Наряду с соседними феодальными государствами, важным фактором, способствующим появлению феодализма на Руси, стало рабовладение, существовавшее в восточнославянском обществе, ибо «разорвавший связь с общиной землевладелец возможен только в результате применения им рабского труда, дающего ему возможность владения землей вне общины. Он использует труд рабов непосредственно у себя в хозяйстве, обрабатывая свое поле».
Совсем не обязательно, отрицая наличие в Древней Руси «рабовладельческой формации, отрицать колоссальную роль в ней рабства». М. М. Цвибак замечал: «Б. Д. Греков, которому принадлежит заслуга борьбы против теории, утверждающей существование рабовладельческой формации в Киевской Руси, не прав в своей тенденции обосновывать свое верное по сути дела положение исторически неверным стремлением умалить роль рабовладельческих отношений в древней Руси». Секрет не в том, что «рабства не было. Оно было и было очень сильно распространенным, было очень тяжелым . Дело не в том, чтобы отрицать рабство, а в том, чтобы показать, как оно превращается в источник феодализации, серваж»." Таким образом, «основная феодализация идет от рабства и порождает, в свою очередь, превращение свободных общинников в зависимых крепостных. Общинники теряют свою землю, она концентрируется в руках феодалов».
По М. М. Цвибаку, следовательно, феодализацию Древней Руси стимулировали два обстоятельства: окружавшие Русь феодальные государства и рабство в среде восточного славянства. К этим двум обстоятельствам докладчик присовокупил и третье. «Вскрывая, — говорил он, — генезис феодализма в таких условиях, где внутренний процесс феодализации идет во взаимодействии с влиянием уже сложившихся ранее феодальных организаций, нельзя не отметить того обстоятельства, что в Древней Руси играло серьезную роль и непосредственное завоевание уже сложившимися феодальными центрами районов, пребывающих на стадии варварского общества и начальной феодализации. Это обстоятельство не могло не отразиться на своеобразном сочетании отработочной и натуральной ренты в древнерусских условиях»." Складывание феодализма в результате разложения общины и завоевания М. М. Цвибак воспринимал как диалектику феодали-зационного процесса. «Необходимо учитывать, — указывал он, — диалектическое единство двух моментов феодализации. Оно выражается в соединении разложения общины на основе рабовладения и возникновения противостоящей общинной антагонистической феодальной собственности с конкретными военными столкновениями племен и народов». При этом докладчик предостерегал: «Если мы начнем связывать феодализацию только с разложением общины или только с завоеванием и подчинением, мы в равной мере ошибемся».
Формирование классов, думал М. М. Цвибак, начинается с выделения из однородного в социальном смысле общества «государя-вотчинника», «господина», с примыкающей к нему прослойкой руси (феодально-дружинного объединения) по одну сторону и представителей «низших закабаленных классов феодального княжеского домена» — холопов, смердов, рядовичей — по другую. Изгои и сябры входили также в состав феодально-зависимого люда.