Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 35
Несравненно более реалистическую картину рисует И. И. Ляпушкин — вдумчивый и осторожный ученый-археолог. Его перу принадлежит монография «Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства», являющаяся одним из лучших трудов, написанных по истории восточного славянства. Здесь мы находим интересный опыт реконструкции общественного строя восточных славян VI-IX вв. И. И. Ляпушкин полагал, что славяне антской поры жили в условиях первобытного строя, едва достигшего начальной стадии военной демократии. Для УШ-ГХ вв. главной социальной организацией восточного славянства была сельская община. И. И. Ляпушкин затрудняется сказать, сколь далеко продвинулась в это время частная собственность и основанный на ней индивидуальный труд. Однако он все-таки предполагает, что славяне тогда стояли у порога классового общества. «Но и даже после того, как возникло Древнерусское государство, — заключает И. И. Ляпушкин, — некоторые из славянских племен все еще сохраняют свои первобытнообщинные устои. Такие выводы напрашиваются из летописных данных о ходе борьбы древлян с Киевом».
В труде И. И. Ляпушкина преломились успехи славянской археологии послевоенного времени. Вклад советских археологов М. И. Артамонова, A. В. Арциховского, Н. Н. Воронина, М. К. Каргера, И. И. Ляпушкина, B. И. Равдоникаса, Б. А. Рыбакова, П. Н. Третьякова и многих других в изучение общественного строя восточных славян, а значит — и генезиса феодализма — поистине огромен.
30 мая — 3 июня 1966 г. в Москве состоялась научная сессия «Итоги и задачи изучения генезиса феодализма в Западной Европе». Она явилась важным событием не только для историков западноевропейского средневековья, но и для исследователей истории Древней Руси. На этой сессии А. И. Неусыхин выступил с докладом «Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к раннефеодальному». По мнению докладчика, возникновению феодализма у народов Западной Европы «предшествовала такая общественная структура, которая не может быть отождествлена ни с первобытнообщинным, ни с раннефеодальным строем». Отсюда следовал вывод о необходимости выделения особого исторического периода, по своему существу дофеодального, когда «общественная структура уже не имела признаков первобытнообщинного строя, т. е. коллективного ведения хозяйства и распределения продуктов, но еще не была характерна и для раннефеодального строя». Данная структура, «будучи общинной без первобытности и заключая в себе в то же время элементы социального неравенства», не стала еще «классово-феодальной — даже в том смысле, в каком таковой был самый ранний феодализм».
При обсуждении доклада А. И. Неусыхина мнения ученых разделились. О. Л. Вайнштейн, М. Н. Соколова, Н. П. Соколов отрицали наличие особого переходного периода в процессе эволюции стран Западной Европы от родоп-леменных отношений к феодальным. Вместе с тем в выступлениях ряда специалистов основные положения доклада А. И. Неусыхина получили поддержку. Так, А. Р. Корсунский отметил, что постановка А. И. Неусыхиным вопроса о переходном периоде «имеет большое социологическое значение». Докладчик, по словам А. Р. Корсунского, дал правильную характеристику этому периоду, указав на «такие признаки, которые уже не относятся к первобытнообщинному и еще не могут быть отнесены к феодальному строю». А. Р. Корсунский подчеркнул, что материал, представленный в докладе А. И. Неусыхина, «имеет огромное значение для исследования генезиса феодализма во всех странах».
Положительно оценил доклад А. И. Неусыхина Е. М. Жуков. «Наша наука, — сказал он, — вышла, к счастью, из того младенческого состояния, когда нас с пристрастием допрашивали: когда, с какой конкретной даты начинается феодальная эпоха? Сейчас мы научились понимать, что становление социальных формаций— это длительный процесс, богатый событиями, насыщенный борьбой старого и нового, часто отнюдь не прямолинейный. Вероятно, мы вправе говорить о наличии не только переходных форм к феодализму, но и об определенном переходном периоде: доклад А, И. Неусыхина даст базу для соответствующих размышлений». Признавая реальность переходного периода между первобытнообщинной и феодальной формациями, Е. М. Жуков при этом полагал, что термин «дофеодальный» «не очень удачен».