Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 42
Ю. А. Кизилов далее пишет: «Наряду с „окняжением" и отчуждением в пользу образующегося таким путем „связующего единства" коллективных видов труда и прибавочного продукта (дани, почестья, погородья, полюдья и пр.) важнейшую роль в процессе утверждения феодальных отношений играла и сама организация княжеской власти». Тут автор, прежде всего, учитывает количественный рост административно-хозяйственного и дружинного аппарата, состоящего при князе. Расплодившиеся «княжие мужи» отбирали у свободного населения лучшие угодья», «бортные ухожаи», «рыбные тони», «бобровые гоны», «звериные ловища», «пашни» и «косовища», заводя там «свои промысловые поселки рыболовов, бортников, боб-ровников или пашенные села, где возделывались богатые княжеские нивы и паслись табуны лошадей». Нам неизвестны источники, которые рисуют картину насильственных захватов земельных угодий, изображенную Ю. А. Кизиловым. Не приводит их и сам Ю. А. Кизилов.
В своих убеждениях Ю. А. Кизилов не вполне последователен. В одной статье он утверждает, что возникновение феодализма на основе внутреннего разложения общины было не характерно для ранней стадии феодализации, а в другой говорит об этом разложении как действенном факторе (наряду с подчинением вервей княжеской власти) образования феодализма уже в VIII—IX вв. — в эпоху генезиса феодальных отношений. Оказывается, оба порядка явлений «развивались в древней Руси взаимно переплетаясь, но на первом этапе становления классового общества лучшее отражение в источниках получили виды, связанные с эксплуатацией „окня-женного" населения через разные формы земельных сборов и даней».Значит, будь источники полнее, исследователь смог бы увидеть воочию «внутреннее разложение» общин в VIII—IX вв., которое в предшествующей своей работе он расценивал как «несущественную тенденцию».
Начальную грань феодальной формации в России Ю. А. Кизилов обозначил VII—VIII вв. Он проделал это, исходя не из фактов, а из «критериев общеисторического характера». Когда в ход идут подобные аргументы, спор бесполезен.
Модель генезиса феодализма на Руси по схеме С. М. Каштанова (правда, без обязательных в таком случае ссылок на предшественника) построил М. Б. Свердлов. Следует, впрочем, сказать, что он, в отличие от С. М. Каштанова, отрицает у восточных славян за родом права собственности на землю. По словам М. Б. Свердлова, «сравнительно-исторические наблюдения, теоретические исследования и данные „Повести временных лет" не позволяют предполагать ни родовую земельную собственность, ни ее паритетное существование с племенной собственностью. Напротив, эти материалы свидетельствуют о племени как верховном собственнике земли и о наличии различных видов подчиненной общинной собственности».' Род, вопреки М. Б. Свердлову, все-таки являлся собственником. Это и понятно, ибо род старше племени, а тем более — союза племен. Лишив род права земельной собственности и провозгласив племя верховным собственником земли, автор получил возможность посредством довольно нехитрой логики сделать вывод об установлении верховной земельной собственности государства в лице князя, произошедшей в результате смены племенной организации государственной, племенных органов управления князьями, боярами и прочими господами, контролировавшими государственную власть в стране. Повторяя идеи представителей теории княжеской верховной собственности в Древней Руси, М. Б. Свердлов пишет: «Реализация верховной собственности феодального государства и князя на крестьянскую земельную собственность осуществлялась также в передаче князем-сюзереном земель и городов в управление и кормление князьям, боярам и княжим мужам». Как видим, М. Б. Свердлов наслаивает одну собственность на другую, забывая о том, что, при наличии верховной собственности государства и князя на землю крестьян, о поземельной крестьянской собственности речь вести невозможно, ибо это — вещи несовместимые.