Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 27
Взгляды С. В. Юшкова поставил под сомнение П. Н. Третьяков. Он утверждал, что «рабовладение, имевшее место у восточных славян, не выступало в качестве самостоятельного уклада. За рамки «патриархального рабовладения», восходящего к глубинам первобытности, оно выходило недалеко и главным образом там, где процветала широкая торговля рабами. Никакой особой социальной группы, использовавшей лишь рабский труд, на Руси не было». По уверению П. Н. Третьякова «феодалы явились первым в славянском обществе эксплуататорским классом». Автор допускал наличие у восточных славян дофеодального или, как он чаще выражался, следуя за Б. Д. Грековым, полупатриархального-полуфеодального периода, но относил его к VII — началу IX в. П. Н. Третьякову было «ясно, что в IX-X вв. феодализм уже господствовал на Руси».
О генезисе феодализма в России, о правомерности выделения дофеодального периода советские историки вели речь в ходе дискуссии, посвященной периодизации истории СССР феодальной эпохи. Диспут открылся статьей К. В. Базилевича на страницах журнала «Вопросы истории». Феодальные отношения, по К. В. Базилевичу, зарождаются «в недрах патриархально-общинного строя», превращаясь затем в уклад, «существующий наряду с разлагающейся общиной и патриархальным рабовладением». В зачаточном виде феодализм существовал «и в X и в IX вв., а может быть, и несколько раньше». Но господствующей феодальная система становится только в конце XI — начале XII в. Согласно К. В. Базилевичу, понятия «дофеодальный период», «дофеодальное государство», не отнесенные к какой-либо формации, теряют всякий исторический смысл. Последнее замечание, судя по всему, было адресовано С. В. Юшкову. Надо, впрочем, отметить, что К. В. Базилевич не отказывался от термина «варварское государство» по отношению к Киевскому государству до середины XI в. Характеризуя социальную организацию Киевского варварского государства, К. В. Базилевич подчеркивает, что в нем «подавляющая часть сельского населения сохраняла основы общинного строя. Борьба происходила между свободной общиной и двумя, возникшими в результате классового расслоения, общественно-экономическими укладами: рабовладельческим и феодальным». При этом надо иметь в виду любопытное обстоятельство: «Рабовладелец и феодал соединены в это время в одном лице, хотя ни рабовладельческие, ни феодальные отношения еще не получили законченной формы развития». Если говорить о рабовладении, то необходимо признать, что оно «не получило большого распространения и не стало господствующей формой эксплуатации, так как потребность в рабочей силе с развитием частной собственности и крупного землевладения удовлетворялась посредством принудительного труда нерабов». Вот почему борьба между двумя основными общественно-экономическими укладами (рабовладельческим и феодальным) «заканчивается победой феодального способа производства».
Взгляды К. В. Базилевича на развитие русского феодального хозяйства С. В. Юшков счел поверхностными и необоснованными. В своей новой статье, написанной в связи с дискуссией, он опять вернулся к проблеме дофеодального, варварского государства в Киевской Руси. Отводя критику К. В. Базилевича как безосновательную, С. В. Юшков следующим образом пояснял свою позицию: «Говоря о варварском государстве, мы никогда не утверждали, что это особый тип государства, отличный от феодального или рабовладельческого. Это самый ранний период в возникновении феодального государства. Варварское государство, равно как и другие политические формы развитого феодального государства, входит в понятие „феодальное государство"». Определяя своеобразие варварского государства, С. В. Юшков отмечает, что в нем «продолжает существовать большое число первобытных общин, находящихся на разных ступенях разложения. В результате разложения первобытнообщинного строя возникают два первых антагонистических класса— класс рабовладельцев и класс рабов. Первыми рабовладельцами являются представители родоплеменной знати, а также наиболее крупные торговцы. Эксплуатация рабов в дофеодальном государстве носит патриархальный характер. Но в скором времени, вследствие дальнейшего разложения первобытнообщинного строя, возникают еще два антагонистических класса — крупных землевладельцев (феодалов) и зависимого сельского населения. Крупные землевладельцы выходят из представителей родоплеменной знати, а также из наиболее зажиточных общинников. Класс зависимого сельского населения — из рабов, посаженных на землю, и из закабаленных общинников. Очень часто рабовладельцы одновременно являлись крупными землевладельцами и, следовательно, эксплуатировали и рабов, и зависимое сельское население». С. В. Юшков вернулся к своей старой, высказанной еще в 20-е годы, мысли о том, что в процессе феодализации Киевской Руси существенное значение имело развитие верховной собственности князей на землю. Он полагал, что ликвидация киевскими князьями в X в. «местных князей и местных династий означала не только введение единого административного и правового режима на всей территории Русского государства, но и должна была содействовать экспроприации всей земли в пользу рода князя Владимира». Данный факт, по мнению С.В.Юшкова, в исторической литературе недостаточно осознается. Заметим, что С. В. Юшков несколько сузил хронологические рамки дофеодального периода, обозначив его IX — серединой X в.