Генезис феодализма на руси в советской историографииКниги / Киевская Русь. Очерки отечественной историографии / Генезис феодализма на руси в советской историографииСтраница 32
Свои идеи о периоде VI—VIII вв. как времени «полупатриархальном — полуфеодальном» Б. Д. Греков повторил и в шестом издании монографии «Киевская Русь» и в соответствующем разделе, написанном для академических «Очерков истории СССР».
Наблюдения украинских археологов, нашедшие поначалу столь авторитетную поддержку, подверглись серьезной критике на совещании ученых Москвы и Ленинграда 26-27 декабря 1955 г., созванном с целью обсуждения главы о разложении первобытнообщинного строя и зарождении феодальных отношений у восточных славян, предназначенной для «Всемирной истории». На совещании указывалось, что выводы о формировании классового общества у славян во II-IV вв. н. э. археологически не обоснованны. Больше того, «нет никаких научных данных для утверждения, что в середине I тысячелетия восточные славяне вступили в последний этап развития первобытнообщинного строя, что это было время зарождения феодальной собственности на землю и складывания антагонистических классов феодального общества. Археологические материалы дают возможность говорить об имущественном неравенстве и возникновении частной собственности, но нет никаких доказательств, что эта собственность была феодальной. Если бы археологи попытались доказать существование феодализма на Руси только по археологическим данным, то им не удалось бы это сделать даже для X в , так как ни одна боярская усадьба и ни одна русская деревня этого времени не раскопаны; наличие же богатых дружинных курганов без письменных источников не дает возможности судить о классовой принадлежности погребенных в этих курганах. Тем более невозможно сейчас опереться на археологические данные для доказательства развития феодальных отношений в середине I тысячелетия». Но на В. И. Довженка и М. Ю. Брайчевского эта критика не возымела действия, и они выступали с изложением своих прежних идей. Так было, в частности, на научной сессии по проблеме перехода народов СССР к феодальной формации. Эта сессия была организована и проведена Отделением истории АН СССР 14-16 июня 1964 г. в Москве. На сессии слушались и обсуждались доклады, посвященные возникновению феодализма у восточных славян, народов Восточной Прибалтики, Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии, Сибири и Казахстана. Нас, разумеется, в первую очередь интересует тематика, относящаяся к истории феодальных отношений среди восточных славян. По этой проблеме были представлены: тезисы доклада Б. А. Рыбакова «Союзы племен и проблема генезиса феодализма на Руси», доклады А. П. Пьянкова «Социальный строй восточных славян в VI—VIII вв.», В. И. Довженка «Об экономических предпосылках сложения феодальных отношений у восточных славян», М. Ю. Брайчевского «Производственные отношения у восточных славян в период перехода от первобытнообщинного строя к феодализму» Эскизы татуировки скорпион эскиз тату скорпион.
Б. А. Рыбаков обратил внимание на то, какое важное значение представляет изучение союзов племен— формы организации первобытнообщинного строя, содержащей, по мнению докладчика, «в эмбриональном виде ряд институтов будущего» феодального государства». Б. А. Рыбаков обрисовал политическую структуру первобытного общества, на высшей фазе его развития. Наиболее мелкой единицей являлся погост, вокруг которого группировались близлежащие села и веси; десять таких погостов составляли тысячу. Последнюю Б. А. Рыбаков отождествил с племенем, «центр которого град хорошо известен за рубежами самого племени и потому нередко попадает на страницы летописей». Десять тысяч образовывали «тьму», соответствующую древнему союзу племен или земле, княжению.Б. А. Рыбаков полагал, что раскрытая им микроструктура первобытного общества «своей конструктивной стороной облегчала создание феодального государства (органы управления союза племен, войско, суд и т.п.)».Мысли, высказанные Б. А. Рыбаковым, были поддержаны А. И Неусыхи-ным, Г. А. Новицким, В. Т. Пашуто, Г. Б. Федоровым, М. Ю. Юл-дашевым. Несколько иначе отнеслись к ним В. В. Кропоткин и В. Д. Ко-ролюк. В. В. Кропоткин подчеркнул условность сопоставления племенных союзов западных славян с племенной организацией восточных славян, проделанного Б. А. Рыбаковым. В. В. Кропоткин говорил о том, что сведения, которыми располагает исследователь относительно восточного славянства, требуют уточнения. Поэтому выводы, построенные на них, могут быть приняты «как более или менее вероятная гипотеза». По словам В. Д. Ко-ролюка, не совсем ясно, что надо понимать под термином «племенные союзы». «В сущности говоря, — замечал он, — племенные союзы — это явление, которое можно применить к ирокезским племенам, жившим когда-то на территории Соединенных Штатов, не знавшим металла, а не доводить этот термин до эпохи развитого железа не только у римлян, но и у других народов. В этом понятии теряется историческое содержание. Что практически должен обозначать собой термин «военно-племенные союзы» применительно к раннему феодализму? В каком соотношении они находятся с более ранними союзами? Что это — начало государственности или общиннопервобытный строй?».